новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

ВОЗМОЖНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

С учетом необходимости достижения целей обучения и воспитания учащихся, а также социально-культурных особенностей регионов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные ограничения для доступа учащихся к определенным категориям информационных ресурсов.

Установление таких ограничений, оправданных целями образовательного процесса, не будет противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, так как в данном случае установленные ограничения распространяются только на использование технических средств и возможностей, специально предоставляемых для осуществления образовательного процесса в рамках государственного образовательного учреждения. Разумеется, при этом не должны устанавливаться ограничения в отношении таких информационных ресурсов, доступ к которым гарантируется законодательством Российской Федерации или региональными нормативными актами в соответствии с определенной Конституцией Российской Федерации компетенцией.

Следует отметить, что ряд специальных ограничений на доступ несовершеннолетних лиц к информации установлен непосредственно законодательством Российской Федерации, часть подобных ограничений, выраженных в форме запретов, была рассмотрена выше. Однако действующее законодательство содержит и более широкие положения, позволяющие регулировать доступ несовершеннолетних лиц к отдельным видам информации в гораздо большем объеме.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,  в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации должны устанавливаться нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет.

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (пункт 3 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). В целях реализации данного положения закона издан Приказ Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», в соответствии с которым утвержден Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1 к Приказу Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1917) и Инструкция о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2 к Приказу Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1917).

Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей установлены правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации. Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения не допускаются. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение «Федеральный экспертный совет» Минобразования России (далее - ФЭС), государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и электронных. ФЭС:

- проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно-технологических игр;

- проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте Российской Федерации учреждения;

- проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями (далее - заявители) отрицательного заключения;

- рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;

- оказывает методическую помощь учреждениям.

Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу. По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции).

Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, которые установлены в приложении 1 к Временному порядку. Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации.

Приложение 1 к Временному порядку проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей содержит критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, установленные для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки. Критерии рекомендованы также предприятиям - изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушек.

Устанавливаются две группы Критериев.

Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие. К их числу отнесены критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:

- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

- вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;

- провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:

- Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.

- Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.

- Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.

- Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов.

Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям. Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образовательной ценности. Предусматривается, что экспертиза должна иметь комплексный, многоаспектный характер, основанный на качественном и количественном анализе.

Как представляется, при решении вопросов регламентации доступа учащихся образовательных учреждений к отдельным категориям ресурсов сети Интернет могут правомерно использоваться во многом аналогичные подходы, в том числе основанные на схожих критериях с учетом целей образовательного процесса и особенностей его осуществления.

Важные положения закрепляются также Международной конвенцией ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. и действует в отношении Российской Федерации в качестве правопреемника СССР.

В Преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка отмечается, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, кроме того, необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В Преамбуле также отмечается важность учета традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка.

Для целей Конвенции ООН о правах ребенка таковым признается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (статья 1).

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка предписывает во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Согласно статье 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, причем это право «включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» (пункт 1 статьи 13 Конвенции ООН о правах ребенка). Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только такие, которые предусмотрены законом и которые необходимы: для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, а также здоровья или нравственности населения (пункт 2 статьи 13 Конвенции ООН о правах ребенка).

В соответствии со статьей 17 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обязуются признавать важную роль средств массовой информации и обеспечивать, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) способствуют обращению средствами массовой информации особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Согласно статье 28 Конвенции ООН о правах ребенка участвующие в ней государства обязаны признавать право ребенка на образование и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, в частности, обеспечивать доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.

В Конвенции ООН о правах ребенка определяются также цели, на которые должно быть направлено образование ребенка (статья 29 Конвенции ООН о правах ребенка):

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

С учетом изложенного необходимо сделать следующий вывод. Конвенция ООН о правах ребенка, являющаяся частью правовой системы Российской Федерации, закрепляет два равнозначных принципа. Согласно первому из них, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, причем это право «включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Согласно второму принципу образование ребенка обусловлено определенными целями, призванными способствовать решению задач воспитания ребенка. Необходимость решения в рамках осуществления образовательного процесса образовательных и воспитательных задач диктует применение принципов, изложенных в статье 29 Конвенции ООН о правах ребенка.

Таким образом, на основании проведенного анализа действующего законодательства Российской Федерации и международных актов можно сделать выводы о том, что могут быть выделены следующие категории информационных ресурсов:

1) доступ к которым для учащихся должен быть запрещен в связи с противоправностью их содержания и (или) незаконностью распространения такого содержания, то есть содержащих противоправную информацию либо содержащих информацию с ограниченным доступом;

2) доступ к которым, несмотря на то, что их содержание не является противоправным, может быть ограничен в рамках реализации проекта в силу несоответствия их содержания целям образования и воспитания учащихся, в том числе с учетом социокультурных особенностей отдельных регионов Российской Федерации;

3) доступ к которым не должен подвергаться ограничениям ни при каких условиях, в частности, к таким ресурсам относятся официальные сайты органов власти, образовательные ресурсы, создаваемые в рамках реализации федеральных целевых программ и т.д.

 

В помощь педагогу:

Образовательные стандарты

Конкурсы

Банк педагогического опыта

Новости Ассоциаций педагогов Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фоторепортаж

Аттестация педагогических кадров

Методическое сопровождение образовательной деятельности

Методическое сопровождение проектов

Платные образовательные услуги

Дистанционное обучение


Copyright © 2006 ТОИУУ

Сделано в «ЛЕКО» ЛЕКО