новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

Унжакова Е. А. «Модель рабочей программы элективного курса «Русская поэзия и русский романс»»

Унжакова Елена Александровна

МОУ «Тургиновская СОШ»

Калининского района

Тверской области

Учитель русского языка и литературы


 

Модель рабочей программы элективного курса «Русская поэзия и русский романс»

Пояснительная записка.

Главная цель изучение предмета: добиться более глубокого изучения литературы как учебной дисциплины, воспитание чувства прекрасного на примерах классической поэзии и музыки, привитие детям любви к родной литературе, к родному языку и к родной культуре.

Задачи изучения предмета

  1. Формирование навыков по анализу художественного стихотворного текста и музыкального произведения

  2. Приобщение обучающихся к исследовательскому процессу в работе над стихотворном текстом и музыкальным произведением.

  3. Организация урочной и внеклассной работы по курсу в различных формах, изучение результатов работы.

Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемая программа состоит из 2-х частей. Первая часть предназначена для предпрофильного обучения в 9-м классе по теме «Поэзия Тютчева и Фета и русский романс» и рассчитана на 8 часов. Вторая часть «Поэзия и русский романс» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10-го класса. Материал в обеих программах спланирован таким образом, что первая часть даёт первоначальное представление о русском романсе на стихи русских поэтов, вторая часть углубляет знания, как у русской поэзии, так и о русской музыки.

Место учебного предмета в Базисном учебном (образовательном) плане

8 часов в 9 классе включены в курс факультатива по литературе

34 часа в 10 классе - элективный курс, который включён в общешкольное расписание ( 1 час в неделю).


 

Результаты освоения предмета

  1. Формирование и оценка умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

  2. Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

  3. Учебно практические задачи направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем (проблемных ситуаций)

  4. Формирование и оценка навыка сотрудничества

  5. Формирование и оценка навыков коммуникации

  6. Формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции

  7. Формирование и оценка навыка рефликсии

  8. Формирование ценностно-смысловых установок

  9. Формирование и оценка ИКТ-компетентности обучающихся


 

Содержание учебного предмета


 

  1. Поэзия Тютчева и Фета и русский романс – 8 часов

  2. Поэзия и русский романс – 34 часа

а) Введение – 2 часа

б)Пушкин и русские композиторы – 8 часов

в) Лермонтов и русские композиторы – 4 часа

г) Чайковский и русская литература – 4 часа

д) Песни и романсы на стихи советских поэтов – 4 часа


 

Кроме этого: 1) Урок контроля (тест, сочинение-миниатюра) – 14 урок

2) Экскурсия в г. Клин в музей П.И. Чайковского. Сочинение- миниатюра «Мой Чайковский» - 17 урок

3) Литературно-музыкальная композиция в виде литературного салона – 20 урок

4) В конце курса проводится вечер «Мы поём русские романсы»

5) Последний урок-диспут «Современен ли сегодня русский романс»


 

Тематическое планирование

Курса «Поэзия и русский романс»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

№ пп

Тема урока

 

Предметные

УУД

Личностные

Сроки

1

 

 

 

 

 

Русская музыка V и  веков

1

Научиться слушать музыку, понимать ее красоту

К. Слушать и слышать друг друга с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

П. Объяснять процессы, связи отношения, выявляемые в ходе урока.

 

Формирование устойчивой мотивации к обучению данного материала

 

2

Истоки русского романса

1

Научится сравнивать литературные и музыкальные тексты

К. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Р. Применять методы информационного поиска

П. Объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

 

3

Пушкин и Глинка

1

Научиться анализировать сравнивать тексты одного и разных авторов

К. Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей

Р. Сознавать себя, как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению

 

4

Романс М. Глинки на слова А.Пушкина «Я помню чудное мгновение»

2

Научится анализировать результаты своей деятельности, деятельности класса. Научиться полученные знания обобщать в виде сочинения

К. Владеть монологической и диалогической формами речи

Р. Определять новый уровень отношения к самому себе, как к субъекту деятельности.

П. Объяснять музыкальное явление, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования музыки

Формирование способностей анализа музыкального произведения

 

5

Романс Алябьева «Соловей»

1

Научиться сопоставлять одно музыкальное произведение с другим

К. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р. Формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных, функциональных состояний

П. Объяснять явления музыки, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования материала

Формирование способностей анализа музыкального произведения

 

6

Романс Бородина на стихи Пушкина «Для берегов отчизны дальней»

1

Научиться находить и выделять языковые и музыкальные особенности романса

К. Формировать навыки работы в группе

Р. Формировать ситуацию саморегуляции

П. Объяснять явления музыки, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования материала

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

 

7

Романс Драгомыжского «Мне минуло 16 лет»

1

Научится находить особенности нового музыкального произведения, отличие его от других романсов

К. Формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных высказываний

Р. Формировать ситуацию саморегуляции

П. Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе выполнения поставленной цели

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

 

8

Романс «Я вас любил»

1

Научится определять композиционные языковые музыкальные особенности произведения

К. Установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний

П.Объяснять явления музыки, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования материала

 

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

 

9

Романс Варламова на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий»

1

Научится проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы

К. Формировать навык работы в группе

Р. Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта

П. Объяснять языковые , музыкальные явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе изучаемой темы

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности

 

10

Романс Драгомыжского на слова Лермонтова «Мне грустно»

1

Научиться отличать одно музыкальное произведение от другого

К. Владеть монологической и диалогической формами речи, в соответствии с нормами родного языка
Р. Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности, включаясь в новые виды и формы сотрудничества

П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

 

11

Роман Булахова на стихи Лермонтова «Минуту жизни трудную»

1

Научится применять полученные ранее знания для анализа нового музыкального произведения

К. Формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний
Р. Осознавать самого себя как движущую силу преодоление препятствий

П. Объяснять языковые явления, процессы, и отношения, выявляемые в ходе исследования данной темы

 

 

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

 

12

Романс «Не пробуждай воспоминанья»

1

Научится построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы

К. Установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний

П. Объяснять явления музыки, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования материала

Формирование устойчивой мотивации к обучению навыков анализа, конструирования проектной работы

 

13

Урок контроля «Что я узнал о русском романсе»

1

Научится применять алгоритм выполнения тестовых заданий

К. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний, формировать операциональный опыт

П. Объяснять явления музыки, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования материала

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности

 

14

Чайковский и русская литература

2

Научиться понимать значение композитора для русской литературы

К. Формировать навык работы в группе

Р. Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта

П. Объяснять языковые , музыкальные явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе изучаемой темы

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе ранее изученного

 

15

Экскурсия в город Клин в музей П.И. Чайковского

 

На основе увиденного и услышанного научится излагать собственное мнение в творческой работе

К. Владеть навыками в написании творческой работы

Р. Проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П. Объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе изучаемой темы

Формирование устойчивой мотивации к обучению навыков анализа, конструирования, с перспективой диагностики результатов

 

16

Романс на стихи Толстого, музыка Чайковского «Средь шумного бала»

1

Научится отличать особенность стиля композитора, сравнивая его со стилями других авторов

К. Формировать навык работы в группе

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний, формировать операциональный опыт

П. Объяснять явления музыки, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования материала

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе пары

 

17

Романс «Ночи безумные»

1

Научится анализировать музыкальное произведение

К. Установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р. Проектировать маршрут преодоления трудностей через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П. Объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе изучаемой темы

Формирование познавательного интереса к изучению нового на основе самокоррекции результата обучения

 

18

Литературно-музыкальная композиция на стихи Фета и Тютчева

5

Научится применять полученные знания на практике

К. Интегрироваться в группу сверстников и стоить продуктивные взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний, формировать операциональный опыт

П. Объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе изучаемой темы

Формирование навыков обобщения систематизации теоритического материала и применения их на практике

 

19

Романс на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное»

1

Научится выявлять особенности нового литературного и музыкального произведения

К. Представлять конкретное и сообщать его в устной и письменной речи

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний, формировать операциональный опыт

П. Объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе изучаемой темы пыт

 

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового

 

20

Песни или романсы? На стихи советских писателей

 

 

 

 

 

 

а) песни на стихи Есенина

 

 

 

 

 

б) песни на стихи Пастернака

 

 

 

в) песни на стихи Ахмадулиной

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

Научится проводить сравнительную характеристику произведений, написанных в разное время

К. Установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р. Проектировать траектории развития через включения новые виды деятельности форм сотрудничества

П. Объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе изучаемой темы

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

 

21

Вечер «Мы поём русские романсы»

1

Научится слушать и слышать музыкальное произведение

К. Формирование навыка учебного сотрудничества в ходе индивидуальной или групповой работы

Р. Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью комптехнологий

Формирование позитивного интереса к изучению нового материала

 

22

Заключительный урок

2

Научится анализировать проделанную работу, выявляя положительные элементы и недоработки

К. Владеть монологической и диалогической формами речи в ходе обсуждения результатов проделанной работы

Р. Управлять своим поведением(Контроль, коррекция, оценка своего действия, действий партнеров, умений убеждать)

Формирование устойчивой мотивации к обучению навыков анализа, конструирования, с перспективой диагностики результатов

 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование

Курса «Поэзия Тютчева и Фета и русский романс»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

п/п

Тема урока

Часы

Содержание урока

Предметные

УУД

Личностные

1

История русского романса

1

Вводная лекция учителя об истории русского романса. Сообщение учащихся об А. Гурилёве, П. Булахове, А. Варламове. Прослушивание пластинок со старинными романсами. Задача 1 занятия – дать представление о романсе как музыкальном произведении, дать учащимся почувствовать красоту музыки.

Научится слушать музыку, понимать ее значение

К. Формировать навык работы в группе(включая ситуации учебного сотрудничества о проектные формы работы)

Р. Проектировать траекторию развития через включения новые виды деятельности

П. Объяснять языковые и музыкальные явления процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования темы

Формирование устойчивой мотивации к обучению данного материала

2

Лирика Фета и романсы на стихи Фета

3

1 занятие. Стихи Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Чудная картина». Дать представление о течении «чистое искусство», «шёпот, робкое дыхание». Чтение стихов и анализ их: восприятие, мысли и чувства, выраженные в стихотворении.

Романс «Я тебе ничего не скажу». Прослушивание романса, беседа: удалось ли автору музыки передать состояние души писателя. Какое впечатление на вас произвело это произведение.

2 занятие. Стихи Фета «Степь вечером», «Я пришёл к тебе с приветом», «В лунном сиянии». Чтение и анализ стихотворений. Романс «На заре ты её не буди», «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». Удалось ли в романсе передать красоту природы, одушевление её, любовь к ней.

3 занятие. Стихи Фета о природе. У Некрасова тема природы связана с темой труда, у Фета природа – это только источник эстетического восторга. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Ещё майская ночь», «Сияла ночь. Луной был полон сад.» Романс «Луны волшебной полосы».

Научится сравнивать литературные и музыкальные тексты

К. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности

 

Р. Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта

П. Объяснять языковые и музыкальные явления процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования темы

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

3

Лирика Тютчева и романсы на его стихи

3

1 занятие. Стихи «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа», «Ещё земли печален вид», «Сияет солнце, воды блещут», «Как хорошо ты, о море ночное!». Изображение природы для поэта – повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой». Романс «Весенние воды». Как это передаётся в этом романсе?

2 занятие. Стихийное бунтарство поэта. Стихи «Цицерон», «Эти бедные селенья», «Не богу ты служил и не России…», «Русской женщины». Русская народная песня «Что так жадно глядишь на дорогу» Слышны ли эти мотивы в песне?

3 занятие. Одна из тем творчества Фета и Тютчева – любовь как сложнейшее человечество чувство. Оно вдохновило их на создание гениальной интимной лирики. «О, как убийственно мы любим», «Накануне годовщины 4-го августа 1864 г.»

Романс «Я встретил вас…»

Научиться анализировать, сравнивать текст одного и разных авторов

К. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Р. Проектировать маршрут преодоления, затруднения, в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П. Объяснять языковые и музыкальные явления процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования темы

Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению

4

Заключительный урок

1

Подведение итогов. Беседа с учащимися о пользе данного курса, о том, что дали эти уроки. Сочинение «Мой любимый романс».

Примечание.

К курсу прикладывается кассета с записями романсов и песен.

Стихи учащимся даются заранее, они готовят их наизусть, читать выразительно (по одному стихотворению), а у всех должны быть тексты (лучше, если тексты будут отпечатаны на отдельных листах)

Научится анализировать результаты своей деятельности, деятельность своего класса, научится полученные знания обобщать в виде сочинений, текстов

К. использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний, сочинений, тестов с целью планирования, контроля и самооценки

Р. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации силы и энергии.

П. Объяснять языковые и музыкальные явления процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования темы

Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Для учащихся и учителей т.к. особых учебных пособий нет.

  1. Глинка М.И. Альбом – М. Музыка.1937 г.

  2. Коженов В., Тютчев - М. Молодая гвардия.1988 г.

  3. Копылова Н.А. После уроков – М. Просвещение, 1989 г.

  4. Пушкин А.С. Сборник стихотворений – М. Художественная литература, 1985 г.

  5. Скатов И.В. Гений чистой красоты – М. Литература в школе, 1992 г. №2.

  6. Смирнова Э. Русская музыкальная миниатюра – М.Музыка, 1974 г.

  7. Соболева Г. Русский романс – М.Знание, 1980 г.

  8. Фет А. Стихотворения и поэмы – М.Современный писатель, 1986 г.

  9. Русский жестокий романс – М.1994 г.

  10. Журнал. Литература – Издательский дом «Первое сентября» Подписка с 2005 г по 2015 г.

  11. http://irinazaytseva.ru/romantika-romansa-dlya-serdca-i-dushi.html - Романтика романса

  12. http://www.gym075.edusite.ru/istoriaromansa.html - Из истории романса

  13. http://music.lib.ru/m/matjuhin_a_b/alb12.shtml - Песни и романсы на стихи А.С.Пушкина

  14. https://radario.ru/events/10280 - Песни и романсы на стихи поэтов ХХ века


 

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные

  1. Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории

  2. Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении

  3. Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения

  4. Прилежание и ответственность за результаты обучения

  5. Ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами изучаемого предмета

  1. Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции

  2. Способность к сотрудничеству и коммуникации

  3. Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику

  4. Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития

  5. Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии


 


 

В помощь педагогу:

Образовательные стандарты

Конкурсы

Банк педагогического опыта

Новости Ассоциаций педагогов Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фоторепортаж

Аттестация педагогических кадров

Методическое сопровождение образовательной деятельности

Методическое сопровождение проектов

Платные образовательные услуги

Дистанционное обучение


Copyright © 2006 ТОИУУ

Сделано в «ЛЕКО» ЛЕКО