новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

Татьяна Николаевна Соловьёва «Элективные курсы по русскому языку и литературе» (продолжение 2)

Н.В. Трунова

(г. Бологое, СОШ № 1)

«Деловое письмо»

Пояснительная записка

Тема курса актуальна. Теоретические знания по теме «Деловое письмо» и практические навыки насущно необходимы, так как в процессе жизнедеятельности человек постоянно вступает в деловые отношения с различными организациями и отдельными людьми. Деловое письмо необходимая составляющая языковой компетентности.

Курс представляет широкие возможности, для творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся, в процессе которой совершенствуются навыки работы с научной и художественной литературой, документами; развивается умение корректировать написанное, выделяя главное, отбирать фактический материал, аргументировать; излагать свои мысли ясно, последовательно, логично.

Программа курса предполагает сочетание теоретического материала с практическими занятиями, индивидуальными и групповыми, а также выход в различные учреждения, возможна работа с компьютером.

Курс имеет выходы на межпредметные связи: психология, право, этика, эстетика, компьютерное делопроизводство.

Практический результат работы будет реализован в деловой игре, где часть учащихся будет представлять различные инстанции, а другие выступят в роли людей, обращающихся в них с различными деловыми бумагами.

Целесообразно продолжить работу по предлагаемой теме в курсе «Психология делового общения».

Содержание программы

1.     Вводное занятие. Цели и задачи курса. Требования к оформлению и содержанию деловых бумаг. Особенности лексики, грамматики, синтаксиса. Речевые клише.

2.  Адрес. Современные требования. Электронный адрес. Памятный адрес.

Объявление. Виды объявлений. Художественное и речевое оформление.

3.    Заявление. Заявление о приёме, об увольнении, исковое заявление. Объяснительная, расписка, ходатайство: юридические нормы, мера, такт, аргументация.

4.    Автобиография: художественная и деловая автобиография. Специфика отбора фактического материала.

5.  Протокол. Требования к оформлению и содержанию. Самоотчёт как составляющая портфолио. Портфолио: отбор, учёт и оформление документов.

6.    Резюме.  Понятие о резюме. Содержание и прогнозирование результата. Оформление.

7 - 8. Деловая игра. Предложение группой учащихся деловых бумаг и экспертная их оценка другими учащимися, выступающими в роли представителей различных организаций, учебных заведений.


Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности учащихся

1.          

Вводное занятие.

1

Работа с образцами делового письма, развитие навыков конспектирования, отбора и систематизации языковых средств, работа со словарём.

2.          

Адрес. Объявление.

1

Работа с периодическими печатными изданиями, развитие навыков работы в группе, формирование эстетического вкуса.

3.          

Заявление. Расписка. Ходатайство.

1

Экскурсия в городской суд, работа с личными делами, развитие умения выделять главное, аргументировать; понятие о такте, чувстве меры в деловом общении.

4.          

Автобиография.

1

Работа с автобиографиями мастеров художественного слова, совершенствование навыков отбора фактического материала, составление плана.

 

5.          

Протокол. Самоотчёт. Портфолио.

1

Развитие творческого мышления, совершенствование навыков проектной деятельности.

6.          

Резюме.

1

Формирование умения прогнозировать результат, развитие способности к адекватной самооценке.

7.          

Деловая игра.

1

Реализация полученных умений и навыков составления деловых бумаг и критической их оценки, развитие умения вести деловой диалог.

Список литературы

  1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. -М., 1988  2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1977г.
  2. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.. -М., 1996г.
  3. Панфилов А.К. Лекции по стилистике русского языка. -М., 1972г.

Т.С. Суслова

(г. Ржев, гимназия № 10)

 

«…Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» (А.Ахматова)

Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов. Введение курса в учебный план гимназии № 10 обусловлено задачами гуманизации образования, необходимостью поднятия уровня речевой культуры общества и воспитания более ответственного отношения к родному языку  как хранителю духовных богатств народа.

Состояние русского языка в наши дни вызывает тревогу не только у языковедов, учителей-филологов, писателей и журналистов, но и у любителей и ценителей классической русской речи.

Изменения структуры общественно политического строя страны, смена форм собственности и состава активных участников коммуникации, открытость и «обнаженность» речи привели к расшатыванию и  размыванию традиционных литературных норм языка.

Предполагаемый курс нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком.  Он призван помочь учащимся осознать, что высокая культура речи, забота о ее совершенствовании является важной частью общей культуры каждого из нас, одним из условий повышения культуры народа.

Кроме того, овладение правильной речью - фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, так как высокая культура речи является залогом успешности в дальнейшей учебе и карьере будущих выпускников.

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности».  (Д.С.Лихачев)

Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию языковой личности, владеющей нормами литературного языка, умеющей пользоваться  выразительными средствами языка в разных  условиях коммуникации и в соответствии с целями и содержанием высказывания, развивать навыки исследовательской работы и умения пользоваться справочной литературой.

Форма организации работы  обучающихся в рамках данного элективного курса – во-первых, вводные лекции учителя по основным вопросам и, во-вторых, практические занятия, на которых девятиклассники будут повышать свои теоретические знания по культуре речи и поднимать уровень речевой культуры, а также воспитывать сознательное отношение к своей и чужой речи, анализировать текст с нормативной точки зрения, учиться говорить правильно и красиво, умение пользоваться словарями и справочной литературой по культуре речи.

Основные задачи курса:

1.     Дать общее представление о современном состоянии литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования, развития и об актуальных проблемах языковой культуры общества.

2.     Познакомить девятиклассников с литературными нормами на уровне произношения, словоупотребления, морфологии, синтаксиса.

3.     Расширить активный словарный запас девятиклассников, показать богатство русской лексики, фразеологии. Познакомить с различными словарями и справочниками, которые отражают взаимодействие языка и культуры.

4.     Сформировать у учащихся сознательное отношение к своей речи и чужой, умение правильно выбирать языковые выразительные средства в соответствии с лингвокультурной ситуацией, адресатом и целью общения..

5.     Сформировать умение выступать публично, познакомить с секретами ораторского искусства, научить  приемам работы над техникой речи.

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование темы

Кол-во час.

Виды деятельности

1.

Предмет и задачи курса.

Состояние современного русского языка.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Входящая работа по культуре речи

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Работа со статьей Т.Мироновой «Русский язык и национальная безопасность».

(«Молодая гвардия» № 5-6, 2003 г., стр.3-9)

 

 

Тест.

2.

Литературный язык как высшая форма национального языка.

Основные признаки, свойственные литературному языку.

 

1

Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Практикум. Редактирование текста. Создание своего текста

3.

Словари как универсальные пособия по культуре речи, как отражение взаимодействия языка и культуры. Типы словарей. Проверочная работа по словарям.

2

Интерактивная лекция учителя.
Сопоставительный анализ словарей.
Составление докладов.
Подготовка проектов.

Лабораторная работа с использованием словарей.

Тест.

4.

Правильность – центральное понятие культуры речи.
Языковая норма – критерий правильности речи.

2

Работа с таблицей «Речь правильная и речь хорошая».
Редактирование предложенных текстов.

Практикум.

Составление характеристики правильной речи.

5.

Орфоэпические нормы.

Основные произносительные нормы современного русского литературного языка

 

2

Уроки – практикумы.

Работа с таблицами.

Анализ звучащего текста.

Составление индивидуальных словариков «Говори правильно!»

6.

Контрольный срез по орфоэпии и его анализ.

1

Тестовые задания.

7.

Понятие морфологической нормы.

Причины вариантности в формах слова.

Основные ошибки, связанные с употреблением имен существительных, прилагательных, числительных, глаголов.

2

Изучение темы проводится в форме интеллектуальной игры «Я учитель» (учащиеся изучают в группах предложенный материал и затем объясняют его у доски, выступая в «роли» учителя).

Коррекция ошибок, допущенных в сочинениях и изложениях учащихся.

8.

О нормах синтаксиса и их нарушении.

Вариантность в форме управления, согласования.

1

Монологически подготовленные выступления учащихся.

Классификация и исправление ошибок.

9.

«Речевое мастерство». Точность, ясность, логичность, чистота, уместность речи.

Проблемы молодежного жаргона.

 

2

Интерактивная лекция учителя.
Творческая работа.
Составление лексического паспорта современника.

 Анализ текста, насыщенного жаргонизмами и  составление на его основе своего, с учетом норм современного языка.

10.

Высокая культура красноречия.

Оратор и его аудитория.

Основные виды аргументов.

Подготовка речи.

 

1

Лекция учителя.

Сообщения учащихся.
Практикум.
Работа со словом.

Мини-сочинение «Характеристика личности оратора».

11.

Итоговый урок.

1

Защита  докладов  по культуре речи.

 

 

Содержание программы

Введение.

Речевая культура общества и практическая значимость культуры речи. Культура речи и языковая политика государства. Язык – это прежде всего народообразующий стержень, который соединяет нацию воедино. Язык связывает настоящее народа с его историческим прошлым и будущим. Необходимо развивать уважение к памяти поколений, запечатленной в русском слове.

Литературный язык как высшая форма национального языка.  Влияние на литературный язык диалектизмов, просторечий, жаргонизмов. Функциональные разновидности современного литературного языка. Литературный язык как высшая форма национального языка.

Индивидуальные и социальные аспекты речевой культуры. Значение курса для дальнейшей учебы старшеклассников.

Правильность речи.

Правильность речи – центральное понятие культуры речи. Языковая норма – критерий правильной речи. Типы норм.

Словари и справочники как продукт культуры общества, как отражение взаимодействия языка и культуры. Словари как универсальные пособия по культуре речи. Типы словарей (энциклопедические, толковые и лингвистические)

Нормы языка как основа лингвистической компетенции.

Орфоэпические нормы.

Основные произносительные нормы литературного языка.

Основные черты русского ударения (разноместность и подвижность). Причины изменения и колебания ударения у существительных и глаголов. Произношение кратких прилагательных, кратких причастий, сравнительной степени прилагательных. Особенности произношения иноязычных слов.

Морфологические нормы.

Понятие морфологической нормы, Основные ошибки, связанные с употреблением имен существительных, отражающие колебания в роде, числе и падеже. Трудные случаи употребления числительных. Нормы употребления прилагательных, глаголов.

Синтаксические нормы.

Особенности синтаксических норм. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Порядок слов в предложении. Основные ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

Речевое мастерство.

Понятие речевого мастерства (коммуникативно-целесообразной, или хорошей речи). Основные признаки хорошей речи: богатство, точность, выразительность и целесообразность. Логика вывода. Основные ошибки, нарушающие ясность речи. Краткость речи. Проблемы молодежного жаргона. Слова – паразиты. Понятие благозвучия. Функционально-стилевое расслоение речи.

Основные параметры языковой компетенции.

Формирование риторической компетенции языковой личности. Способы и приемы построения связного текста. Редактирование составленного текста.

Рекомендуемая литература

  1. Г.Я.Солганик. Русский язык 10-11 классы. М., 1995 г.
  2. Г.Я Солганик, Т.С.Дроняева. Стилистика современного русского языка и культуры речи. М., 2002 г.
  3. Н.С.Водина, А.Ю.Иванова. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М., 2000 г.
  4. А.Г.Петрякова. Культура речи. Практикум для 8-9 и 10-11 классов со справочным материалом и ключами. М., 2000 г.
  5. О.М.Казанцева, О.В.Вишнякова. Письменная речь. Для учащихся 10-11 классов. М., 2000 г
  6. М.В.Горбаневский, Ю.Н.Караулов. Не говори шершавым языком. М., 2002 г.
  7. Д.Розенталь, И.Голуб, Н. Кохтев. Русский язык для школьников 5-9 классов. «Путешествие в страну слов». М., 1995 г.
  8. Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. М., 1988 г.
  9. С.И.Львова Язык в речевом общении. М., 1992 г.
  10. Н.Н.Кохтев. Основы ораторской речи. М., 1993 г.
  11. Б.Н.Головин. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи. М., 1988 г.
  12. К.С.Горбачевич. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989
  13. Н.Ю.Штренкер «Русский язык и культура речи». М., 2003 г.

Справочные издания, словари

  1. Ашухин Н.С., Ашухина М.Г. Крылатые слова. М., 1988 г.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976 г.
  3. Лексическая основа русского языка: комплексный учебный словарь. М., 1984 г.
  4. Лексические минимумы современного русского языка. М., 1985 г.
  5. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1988 г.
  6. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х г.г. М., 1984 г.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992 г.
  8. Орфографический словарь русского языка. М., 1987 г.
  9. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М., 1989 г.
  10. Русский семантический словарь: Опыт семантического построения тезауруса: от понятия к слову. М., 1982 г.
  11. Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1986 г.
  12. Словарь иностранных слов. М., 1990 г.
  13. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. Л., 1970-1971 г.г.
  14. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983 г.
  15. Л.И.Скворцов. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 1995 г.
  16. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. М., 1990
  17. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. М., 1997 г.
  18. Фразеологический словарь русского языка. М., 1986 г.

Примерная тематика докладов

  1. Говорите правильно.
  2. Правильно ли мы говорим.
  3. О жаргоне и модных словечках.
  4. Культура публичной речи.
  5. Тенденция развития русского литературного языка в XX-XXI веке.
  6. Использование в речи фразеологизмов, пословиц и поговорок, крылатых выражений.
  7. Спор, дискуссия, полемика.
  8. Мудрость общения.
  9. Речевые штампы.
  10. О диалектах и литературном языке.
  11. О культуре речи моего современника.
  12. Заимствованные слова.
  13. Ты и твое имя.
  14. Имя дома твоего.
  15. Рассказы о синонимах.
  16. Что такое синонимы.
  17. Культура речи в трудах лингвистов.
  18. Словом можно полки за собой повести.

Рекомендуемая литература для письменных работ

  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство – М, 1972 г.
  2. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – С-П, 2000 г.
  3. Язовицкий Е.В. Говорите правильно.- М, 1984 г.
  4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М, 1983 г.
  5. Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. – Л, 1978 г.
  6. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. – М, 1983 г.
  7. Коготкова Т.С. Письма о словах. – М, 1984 г.
  8. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. – Л, 1968 г.
  9. Розенталь Д.Э. Путешествие в страну слов. – М, 1995 г.
  10. Сергеев В.К. Словари – наши друзья и помощники. – М, 1984 г.
  11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М, 1997 г.
  12. Григорян А.Т. язык мой – друг мой. – М, 1988 г.
  13. Горбаневский М.В., Караулов Ю.К., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком.- М, 2002 г.
  14. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык (учебник XXI века) – М, 2001 г.
  15. Голуб Н.Б, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М, 1993 г.

В помощь педагогу:

Образовательные стандарты

Конкурсы

Банк педагогического опыта

Новости Ассоциаций педагогов Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фоторепортаж

Аттестация педагогических кадров

Методическое сопровождение образовательной деятельности

Методическое сопровождение проектов

Платные образовательные услуги

Дистанционное обучение


Copyright © 2006 ТОИУУ

Сделано в «ЛЕКО» ЛЕКО