новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

Соловьева Т.Н. « Элективные курсы по русскому языку и литературе для профильной подготовки» (часть II)

Н.С. Сафонова

(г. Тверь, ОШ №21)

«Лирический цикл как особая форма мировосприятия художника слова»

Пояснительная записка.

На протяжении изучения лирики учащиеся не только умеют выявлять различия между прозой и лирикой, но и самостоятельно определять критерии, по которым анализируется лирическое произведение. Смысл последнего ценен, прежде всего, близостью переживаемого чувства. Поэтому для понимания лирического текста сочувствие важнее, чем для эпического. Сопереживание, сопонимание, сочувствование – вот определяющие понятия при чтении и проникновении в тайны лирики. Однако лишь к старшим классам, когда акцент ставится на монографически изучаемых темах, возможно перейти к анализу такого жанрового образования как лирический цикл. Изучение этого жанра положено в основу данного элективного курса, который рассчитан на учащихся старших классов.

На изучение элективного курса «Лирический цикл как особая форма мировосприятия художника слова» отводится ориентировочно 15 часов. Но, думается, по усмотрению учителя, это время может варьироваться как в меньшую, так и большую сторону.

На наш взгляд, учащиеся, заинтересованные изучением литературы, воспринимают ее не только как предмет, как сборник текстов, но как некую «духовную территории нации», как способ самовыражения, самоопределения, в конце концов. Именно в слове «самовыражение» и заключается актуальность темы, выбранной для элективного курса. На настоящем этапе, когда современные школьники оказались один на один с еще неустоявшейся,  подчас ложной системой ценностей, когда их внутреннее «я» борется с шаблоном «я» внешнего, выход эмоций, переживаний, рефлексии может быть найден в лирике! В этой особой форме мировосприятия и самовыражения внутреннее «я» почти всегда искренно по отношению к миру. Выражение чувств помогает познать высшую ценность – ценность жизни человека, красоту отношений. Циклизация – способ выразить свое отношение к определенной грани бытия.

Образ чувства, лежащий в основе любого лирического произведения, так же неисчерпаем и многолик, как сама действительность, окружающая человека. Любая творчески мыслящая личность пытается по-своему понять и истолковать мир, поэтому дать свое объяснение какой-либо грани бытия в одном стихотворении невозможно. Цели изучения явления лирической циклизации как способа целостного представления о грани действительности следующие:

  1. Полнее и глубже представить личность автора. Знать, что лирическое «я» в цикле живет особой жизнью. Миропонимание здесь представлено более целостно, логично, несмотря на то, что под пристальным вниманием находится, как правило, лишь одна сторона бытия.
  2. Учащиеся на примере анализа лирического цикла увидят новую возможность творчески мыслящего человека самовыразиться, а, возможно, познать, эстетически освоить мир.
  3. Анализируя лирический цикл, можно освоить и еще один способ организации художественного текста, попытку целостно представить ту или иную грань бытия в контексте определенной эпохи, выйдя на рубежи интертекстуальности, цитатного мышления автора.

Большинство занятий элективного курса проходят в форме семинаров. Следует учесть, что в основе тематики  занятий лежит теоретический принцип, а в приложении теоретических проблем на практике проблемно-поисковый метод. Учащиеся изучают универсальные циклообразующие связи, факультативные связи стихотворений в цикле, понимая их смыслообразующую функцию. Учитель может варьировать примеры, на которых строится изучение особенностей цикла. Но, думается, что разбрасываться именами и примерами не стоит. Лучше детальнее изучить особенности циклообразования на примере нескольких авторов, чем понемногу сказать о многих, и в результате получить нескомпонованность знаний, их поверхностность и нелогичность. Поэтому основной акцент курса смещен в сторону имен М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой и Б.Л.Пастернака – поэтов, живущих в одну «поворотную» эпоху, хорошо знающих творчество друг друга, входящих своими стихами в ткань произведений соратников по «цеху».

Тем самым, учащиеся освоят не только особенности лирического циклообразования, поймут его истоки и роль в мироощущении автора, но и глубже разберутся в творчестве некоторых поэтов, творчество которых не детально изучается на уроках.

Учебно-тематический план

 

Тема

Кол-во

часов

Форма проведения

1.

Понятие о лирическом цикле

1

Лекция и

практическая часть

2.

Универсальные циклообразующие связи (УЦС). Заглавие.

1

Семинар

3.

УЦС. Композиция.

2

Семинар

4.

УЦС. Лексико-семантическая группа.

1

Семинар

5.

УЦС. Метрическая организация.

1

Семинар

6.

УЦС. Пространственно-временные отношения в цикле.

1

Семинар

7.

Организация цикла. Авторские циклы.

1

Лекция и

практическая часть

8.

Неавторские и несобранные циклы.

1

Лекция и

самостоятельное

исследование

9.

Факультативные циклообразующие связи. Роль эпиграфа к циклу.

1

Семинар

10.

Интертекстуальность в цикле

2

Семинар

11.

Роль циклизации в 20 веке.

Мировоззренческая основа цикла.

1

Семинар

12.

Составляем цикл. Заключительные занятия.

2

Самостоятельная

итоговая творческая

работа.

Краткое содержание программы

Занятие 1. Понятие о лирическом цикле.

Организационное занятие, где сообщаются цели и задачи курса, его актуальность, структура, основные виды деятельности в течение курса, список текстов, предполагаемые результаты.

Лекционно вводится понятие о цикле, иллюстрированное различными примерами циклизации. С сильными учениками занятие можно построить наоборот: идти от примеров к выводам по поводу, что же такое цикл, что связывает стихотворения внутри цикла. Важно донести до учеников, что иногда возникает необходимость диалогических отношений между отдельными лирическими высказываниями в рамках творчества каждого отдельного поэта. Творчество превращается в дневник лирических высказываний, таким образом, возникает предпосылка к формированию лирического цикла. Лирический цикл – это система определенным образом организованных стихотворений, отношения между которыми можно рассматривать как отношения между элементом и системой. В основе взаимодействия – универсальные циклообразующие связи (заглавие, композиция, лексико-семантические повторяющиеся группы, метрика, пространство и время), факультативные связи (эпиграф, интертекст), речь о которых будет вестись на последующих занятиях.

Занятие 2. Роль заглавия в цикле.

Лирический цикл (ср. с эпическим произведением) всегда озаглавлен. Сведенные вместе отдельные лирические высказывания выражают отношение автора к определенной грани бытия, то есть, лирический цикл концептуален. Для анализа – М.Цветаева «Час души», «Любви старинные туманы», А. Ахматова «Тайны творчества»….

Занятие 3-4. Композиция цикла.

Это одно из «скрепляющих звеньев» в цикле. В основе композиции оговариваемого жанрового лирического образования могут лежать 3 варианта:

1.                 Перемещение в пространстве (А.Мицкевич «Крымские сонеты»)

2.                 Перемещение во времени (Б.Пастернак «Разрыв»)

3.                 Этапы духовного развития личности, где каждое стихотворение – новый шаг к становлению духовно-обогащенного человека (А.Ахматова «Северные элегии»).

Занятие 5. Повторяющиеся лексико-семантические группы в цикле.

Анализируя этот вид циклообразующих связей, обращается внимание на сквозную цветовую гамму, звуковую лексику, сквозные образы, мотивы. Можно проанализировать образы-архетипы, образы-символы, которые, встречаясь во всем творчестве автора, приобретают в анализируемом цикле новое звучание. Интересно рассмотреть циклы А.Ахматовой «Ветер войны», Б.Пастернака «Стихи о войне», М.Цветаевой «Бессонница».

Занятие 6. Метрический строй элементов в целом.

Определенная закономерность метрической организации стихотворений, их размер, особенности рифмовки, ритмики вносят  лепту в определение смысла целого. М.Цветаева «Стихи к Блоку», Б. Пастернак «Эпические мотивы».

Занятие 7. Пространственно- временные отношения внутри цикла.

Данный вид циклообразующей связи тесно примыкает к композиции цикла. Однако здесь надо учитывать образы времени биографического, исторического, космического, календарного, а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего и будущего. В связи с этим, в разговоре о пространственно-временных отношениях в цикле  фигурируют понятия хронотопа, точечного пространства и т.д. Циклы А.Ахматовой «Трилистник московский», Б.Пастернака «Болезнь».

Занятие 8. Организация цикла. Авторские лирические циклы.

О них говорят в том случае, если автор сам создал, скомпоновал цикл. Пр.: Е.Баратынский «Сумерки». При этом уже можно анализировать вполне целостно сам цикл, т.к. основные его особенности уже разобраны ранее. Это относится и к последующим занятиям.

Занятие 9. Неавторские циклы. Несобранные циклы.

Неавторскими циклами являются читательские, редакторские циклы. Например, А.Фет «Вечерние огни» (В.Соловьев), Ф.Тютчев «Стихи из Германии».  Несобранные циклы традиционно выделяются читателями, исследователями на основании ряда биографических фактов. Например, Ф.Тютчев «Денисьевский цикл», Н.Некрасов «Панаевский цикл» и др. С одаренными ребятами можно попробовать себя в роли редактора и составить на заданную тему цикл из творчества того или иного автора. Например, учитель, зная, что существует цикл М.Цветаевой «Марина», предлагает ученикам составить его из розданных стихотворений.

Занятие 10. Факультативная циклообразующая связь. Роль эпиграфа к циклу.

Наряду со значением эпиграфа к любому тексту, обговаривается и его роль перед циклом (смысловая, культурная, интертекстуальная….). Примером для анализа может послужить цикл М.Цветаевой «Стихи сироте».

Занятие 11-12. Роль интертекстуальности в цикле.

В данном случае цикл рассматривается как элемент общего культурно-исторического текста. На это могут указывать миницитаты, аллюзии, реминисценции и различного рода ассоциации в цикле. Эта работа рассчитана на подготовленного, сильного ученика, обладающего достаточной эрудицией, чтобы провести параллели не только с творчеством различных авторов, но и с мифологией, фольклором, философией, культурологией….. . Работу можно провести на основе циклов М.Цветаевой «Ахматовой», «Стихи Блоку», «Федра», Б.Пастернака «Пять повестей», А.Ахматовой «Венок мертвым».

Занятие 13. Лирический цикл и 20 век.

Это занятие подытоживает разговор о цикле, и основной акцент делается  на мировоззренческую базу его создания. Задача учителя  -- доказать ученикам, что цикл появляется в творчестве любого автора неслучайно. Это результат изменившихся отношений ко многим сторонам бытия, новое осознание себя в мире. Как правило, циклы появляются в зрелом творчестве, когда, по выражению Ахматовой, «ведомы начала и концы». При работе на этом занятии можно привлечь не только тексты циклов, например, А.Ахматовой, но и ее высказывания по их поводу, воспоминания о процессе творчества Чуковской, Наймана, Виленкина и др.

Занятие 14-15. Составление своего лирического цикла.

Это творческое занятие, направленное на активизацию творческих способностей учащихся. Это своеобразная проба пера в изучаемом жанре.

Рекомендуемая литература.

  1. Дарвин М. Художественная циклизация литературных произведений. – Кемерово, 1997.
  2. Ляпина Л.И. Русские литературные циклы. – С.- Пб., 1993.
  3. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. – Тверь, 1992.Захаренкова М.В.

Демешко И.Г.

Лебедева Л.А.

(г. Нелидово, МОУ СОШ №3)

«Западноевропейская литература XIX века»

Пояснительная записка

В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Федерации, важную роль играет художественная литература и её преподавание в школе с профильным обучением в старших классах.

В профильной школе большое внимание должно уделяться воспитанию стремления к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. И этому должно способствовать преподавание и изучение художественной литературы.

Изучение литературы в старших классах предполагает систематическое чтение художественных произведений, которое ведёт к раздумьям над окружающей действительностью, её законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, поступками в определённых ситуациях, способствует воспитанию духовно-нравственному, эстетическому, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желанием и возможностям сформированной личности.

В помощь педагогу:

Образовательные стандарты

Конкурсы

Банк педагогического опыта

Новости Ассоциаций педагогов Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фоторепортаж

Аттестация педагогических кадров

Методическое сопровождение образовательной деятельности

Методическое сопровождение проектов

Платные образовательные услуги

Дистанционное обучение


Copyright © 2006 ТОИУУ

Сделано в «ЛЕКО» ЛЕКО