новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

Элективный курс по избирательному праву

Слово методиста

Предлагаем Вашему вниманию методические материалы из опыта работы учителя высшей категории, Почетного работника общего образования Российской Федерации» МОУ «Гимназия №2» г. Кимры Тверской области Ирины Юрьевны Носковой, по проблеме «Изучение избирательного права».  

Формирование гражданской ответственности учащихся на основе признания универсальных прав и свобод личности является одной из важных задач школы. Представленные материалы помогут педагогам в проведении работы по повышению правовой культуры потенциальных избирателей, которыми являются школьники, формированию правосознания несовершеннолетних в условиях модернизации общества в целом и образования в частности.

Данные методические разработки по правовому просвещению учащихся    имеют целью оказание практической помощи учителям в реализации поставленных задач в области совершенствования гражданского образования, способствовать повышению уровня педагогической подготовки по данной проблеме, внедрению современных образовательных технологий. Оно поможет   формированию статуса активного, сознательного избирателя, способного чувствовать ответственность за судьбы страны.

Савинова О.В., руководитель учебно-методического центра ТОИУУ, к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ.

Деловая игра для учащихся 5-6 классов «Выборы Президента Лесной Республики»

Цели игры: в соответствии с Федеральной целевой программой повышения правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права в школьные курсы граждановедения, обществознания и права включены сведения о сущности демократической избирательной системы, процедурах подготовки проведения выборов, защиты прав избирателей.

Данная игра поможет в более доступной форме обобщить полученные ранее теоретические знания. Способствует развитию творческих способностей учащихся, умению решать учащимися  проблемных ситуаций, вести дискуссию, давать объективную оценку событий.

Именно правовое государство, каковым является Российская Федерация предполагает свободу выбора. Ученики должны четко ответить на вопрос – «Все на выборы – а зачем?», поняв важность участия всех граждан в выборах. Игра проводится в несколько этапов и  должна точнее воспроизвести реальную процедуру выдвижения «кандидата» и самих выборов.

Ход игры:

I этап «Выдвижение «кандидата»

Напомнив ученикам, что по закону кандидатом в органы местного самоуправления может быть гражданин, достигший 18 лет, в Государственную Думу – 21 года, а в Президенты – 35 лет, игра начинается с того, что некоторые ее участники выдвигают себя «кандидатами»в Президенты Сказочной Страны.

На этом этапе кратко обсуждаются кандидатуры (можно в шутливой форме). Они пишут заявления о своем выдвижении, на основе этих заявлений составляются подписные листы. Они пускаются по кругу для того, чтобы все остальные поставили свои подписи  в поддержку того или иного «кандидата». Каждый избиратель может ставить только одну подпись на подписном листе.

Но поскольку в игре участвует незначительное число 2избирателей», победителями становятся 2-3 кандидата, набравших большинство подписей.

Подписной лист

«Сказочная страна».

(Наименование места, где собирались подписи).

Номер регистрационного свидетельства №_______

Мы ниже подписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность Президента Сказочной страны

Гражданина_______________________

Родившегося______________________ работающего_________________

Проживающего в __________________

 

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Адрес места жительства

Серия и № паспорта

Дата подписания

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кандидаты», набравшие большинство подписей получают «удостоверения». «Кандидатам» сообщается, что список с указанием их данных передается средством массовой информации (СМИ).

II этап «Предвыборная агитация»

Участники игры разбиваются на группы: представители СМИ, кандидаты, избиратели:

I группа - их задачи:

1) Составить (СМИ) вопросник для возможного кандидата.

2) представители телевидения проводят блиц – опрос в «прямом эфире», выделив равное время на выступление кандидата (≈ по 5 минут).

II группа - (кандидаты):

1) Кандидатам разрешается использовать выступления «звезд эстрады».

2) Широко применяется агитация (плакаты, листовки, речевки и.т.д.)

Денежные средства: Чтобы участники игры были приближены к реальности они должны понимать, что – выборы это дорогостоящее дело. Чтобы они проходили эффективно, их необходимо финансировать.

1-й избирательный округ

(Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, Мюнхгаузен)

Кощей Бессмертный. Голосуйте за меня! Я бессмертный! Я везде пройду, все сделаю, обещаю, огонь, воду и медные трубы. Мне никто не страшен. Вам что надо? На курорт? Будет сделано! Я буду жить вечно. За это время я всем все устрою. Моя программа: всем жить до ста лет; всеобщее похудение страны; каждому избирателю по сундуку, где будет храниться его игла.

Красная Шапочка. Голосуйте за меня. Я все смогу сделать вам, я все обещаю. Ведь мне все равно, меня же рано или поздно съедят. Я вам устрою райскую жизнь, путешествие на марс, дам по чемодану денег, организую производство красных шапочек и создание зоопарков.

Мюнхгаузен. Меня выберите! Я вам построю идеальные школы, дам умных учеников. Веселых учителей. Вы думаете, зачем я на ядре летал? Я высматривал, как у них там, за границей. У нас будет еще лучше, обещаю. Моя программа: развитие научной фантастики; баронов уравнять в правах с другими сословиями; сменить фамилию Мюнхгаузен на фамилию Иванов.

III этап «Голосование и подведение итогов выборов»

Это самый важный этап, участники игры должны четко знать ход этой процедуры, поэтому мы разработали Памятку избирателю.

Памятка избирателю.

Дорогой друг! Наступил День Выборов. Ты живешь в свободной Сказочной стране, но именно от твоего глосса зависит, кто возглавит ее. Какая программа вступит в силу.             Придя на выборы первый раз помни:

- не забудь взять документ, удостоверяющий личность;

- придя на избирательный участок, предъяви его избирательной комиссии;

- убедись, что все данные в списке избирателей верны;

- получи от члена избирательной комиссии бюллетень;

-  в каждом бюллетене в правом верхнем углу должны стоять подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью этой комиссии;

- Вы ставите крестик или другой знак в квадратике против фамилии одного из кандидатов;

- пометку в бюллетене делать только в кабине и только ручкой;

- каждый избиратель голосует лично;

Начинается процесс голосования. За ним следят «наблюдатели».

Группа ребят – «нарушители».

Они специально создают нестандартные ситуации (заходят в кабину по несколько человек, у дверей встречают с подарками, продолжают агитацию в день выборов и.т.д.).                        Все эти ситуации необходимо рассмотреть.

Когда выборы заканчиваются начинается подсчет голосов и объявляются результаты.

Этот год – 2007 – год выборов в Гос. Думу, а 2008 – выборы Президента. Эта игра поможет понять избирательное право более глубоко и доступно. Через игру мы готовим детей к взрослой жизни.

Элективный курс «Я избиратель» (Избирательное право)

Пояснительная записка

Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в XXI веке. И от того каким оно вырастит, как будет воспринимать ценности, что сделает своими основными жизненными ориентирами, многое зависит от учителей. Таким образом, перед преподавателями обществознания стоит задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.

Данная программа поможет развить способности, самостоятельность, инициативность – те качества, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры великого народа.

Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей.

Знакомство с избирательным правом проходило в рамках изучение школьного курса граждановедения и права, но при минимуме часов, выделенных в примерных программах данных курсов вопрос избирательного права достаточно полно рассмотреть невозможно. 

Многие вопросы остаются нераскрытыми или  раскрытыми недостаточно.

Программа курса «Избирательное право» служит дополнением к правовому и политическому блоку образовательной части «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе, но данный курс можно использовать как элективный курс не только предпрофильной подготовки, но профиля.

Программа построена на принципах соответствия целям и задачам предпрофильной подготовки; новизны для учащихся многих вопросов; практической направленности.

Цели:

- способствовать развитию правовой и политической культуры школьников – граждан Российской Федерации;

- способствовать формированию активной гражданской позиции; 

Задачи:

- знакомство учащихся с особенностями российского парламентаризма; избирательной системой, формами политического участия, с избирательным законодательством;

- ознакомить с основными документами по избирательному праву;

- формировать умения и навыки для успешного учения и самообразования;

а) навыки устного выступления и умения аргументировано доказывать свою точку зрения, навыки ведения дискуссии.

б) умения работать с документами и нормативно – правовыми актами.

в) умения применять полученные знания на практике.

 Предполагаемые результаты изучения курса

При освоении курса «Избирательное право» учащиеся должны:

1)     знать свои права как будущих избирателей;

2)     свободно владеть терминологией (избиратель, избирательное право, выборы кандидат, гражданин и.т.д.);

3)     определять понятия: «демократия» при этом уметь сравнивать виды демократии;

4)     представлять роль избирательных комиссий в процессе выборов;

5)     характеризовать демократические выборы и избирательные системы, определяя плюсы и минусы.

Содержание курса

Тема 1. Обратимся к истории. Первобытная демократия. Древняя Греция (реформы Солона, Клисфена, Перикла) Древний Рим в период господства солдатских императоров.          Английский парламент – образец демократической организации представительной власти.

Тема 2. Прямая и представительная демократия. Конституционная демократия. Понятие «демократия». Сравнительная характеристика прямой и представительной форм народовластия виды демократии). Право большинства голосов.         Обеспечение гарантий прав и свобод человека в международных документах.

Тема 3. Формы политического участия.          Политическая демократия, Референдум – высшее непосредственное выражение власти народа. Работа в государственных органах власти. Причастность к политической партии, Участие в митингах, референдуме, в неформальных движениях.

Тема 4. История избирательной системы в России.           Представительная демократия на Руси (Земские соборы, 1598 г. – избрание царем Бориса Годунова). Манифест 1905 г. О системе выборов в Государственную думу. «Демократичность» выборов в советский период.

Тема 5. Конституционные основы избирательного права.          Кто такой гражданин? Законодательство о выборах РФ.

Тема 6. Принципы участия гражданина в выборах. Активное и пассивное избирательное право. Принципы выборов при демократическом режиме. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Тема 7. Избирательный процесс.   Процедура выборов, системы избирательной практики (пропорциональная и мажоритарная). Избирательные комиссии. Предвыборный период и голосование. Роль СМИ.

Тема 8. Избирательная компания и ее этапы. Деловая игра «Я – избиратель».

 Система оценивания

С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты:

- правовые знания как основы социальных умений и навыков;

- Конкретные умения и навыки в сфере избирательного права.

Оценить действия учеников можно при помощи слов и жестов. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечить информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей.

Формы контроля

- тестирование;

- задания по моделированию жизненных ситуаций;

Т.е. определяется не только уровень знаний, но и выявляется поведенческий компонент в правосознании школьника.

- написание творческих работ (сообщения, рефераты).

- деловые и ролевые игры.

Литература

  1. Никитин А.Ф. «Право и политика» – М. «Просвещение», 2002 г.
  2. Никитин А.Ф. «Право и политика», рабочая тетрадь, - М. «Просвещение», 2002 г.
  3. Никитин А.Ф. «Избирательное право. Избирательный процесс» - НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир» М.1996 г.
  4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. 10-11 классы – М., 1998 г.
  5. Соколов Я.В. Граждановедение, 6 класс – М., 2001 г.
  6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 класс – М. 2000 г.
  7. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М, 1998 г.
  8. Ибрагимова Л.Д., Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. Преподавание истории в   школе. – 2003 - №10.
  9. Бенеш Э. Демократия сегодня и завтра. «Вопросы истории» - 1993 г. № 2, 3
  10. Дидактический материал по курсу «Человек и общество» 10-11 классы под редакцией Боголюбова Л.Н., Кинкулькиной А.Т. – М., 2001 г.
  11. Лапаева Т.Н. Избирательное право. Обществознание 9 класс – Волгоград 2004 г.
  12. Практикум по обществознанию под редакцией Князева В.Н. – М. 2002 г.     

Учебно – тематический план 

№ урока

Наименование тем курса

Формы проведения

Количество часов

1

Обратимся к истории

Лекция

1

2

Виды демократии

Практикум

1

3

Формы политического участия

Групповая дискуссия

1

4

История избирательной системы в России

Защита проектов

1

5

Конституционные основы избирательного права

Тестирование

1

6

Принципы участия гражданина в выборах

Ролевая игра

1

7

«Пестрый глобус» СМИ о выборах

Урок – обзор

2

8-9

Избирательный процесс. Работа избирательной комиссии

Круглый стол

2

10-11

Деловая игра «Я – избиратель» Итоговое обобщение по курсу

Деловая игра

1

12

Урок резерв

 

 

 Количество часов – 12

Методические рекомендации 

Тема

Цели

Методы и приемы

Виды деятельности

Формы контроля

1. Обратимся к истории

Ознакомить учащихся на примерах развития человеческого общества как люди активно использовали выборы (первобытность, Древняя Греция, Древний Рим, Англия XIII в.

Мини лекция, работа индивидуальная и по группам

Работа по группам, тест на определение возможностей быть в первобытном обществе вождем (Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права 9 класс, М. 2000 г. Стр. 14-15).

Мини – сочинение «Я на выборах вождя», «Афинские выборы VI-Vв. до н.э.

Дискуссия по вопросам:

«Люди всегда выбирают?!», «Выборы – средство справедливого решения политических вопросов».

2. Прямая и представительная демократия. Конституционная демократия

Определить. Что такое демократия. Дать сравнительную характеристику видам демократии. Научить работать с документами.

Практическое занятие

Составление таблицы «Сравнительная характеристика представительной и прямой демократии». Работа с документами.

Как в международных документах обеспечиваются гарантии прав и свобод человека?

Проблемный вопрос: «Что извлекли сторонники и противники демократии из факта, что Гитлер пришел к власти демократическим путем?»

3. Формы политического участия

Познакомить учащихся с видами политической деятельности и необходимостью участия каждого человека в политической жизни общества.

Анкетирование, мозговой штурм

Анкетирование. Работа с рабочей тетрадью «Шаг за шагом».

Подведение итогов голосования, которые показывают степень готовности учащихся заниматься той или иной политической деятельностью.

4. История избирательной системы в России

Познакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма, закрепить навыки защиты проектов.

Проектная технология, групповая работа

Подготовка проектов по истории избирательного права

Защита проектов по темам: «Как выбирали на Руси», «Представительная демократия на примере Земского собора», «Манифест 1905 г. Выборы в Госдуму»

5.Конституционные основы избирательного права.

Познакомить учащихся с избирательным законодательством, закрепить навыки работы с документами

Практикум тестирование

Работа по группам, анализ документов

Тест

«да» или «нет»

1. По Конституции РФ стать кандидатов в Президенты можно с 35 лет (Да).

2. Возраст кандидата главы местного самоуправления с 21 года (Да).

3. Возрастной ценз в разных странах одинаков (Нет). и.т.д.

6. Принципы участия гражданина в выборах

Познакомить учащихся с принципами участия в выборах при демократическом режиме, определить, что такое активное и пассивное избирательное право.

Лекция, моделирование, ролевая игра

Индивидуальная и групповая работа

Подготовить сообщения используя СМИ или литературные произведения с примерами, демонстрирующими нарушения избирательного права.

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения избирательных прав.

7.Избирательный процесс

Познакомить учащихся с процедурой выборов и работой избирательной комиссии.

Круглый стол

 

Круглый стол с приглашением членов городской избирательной комиссии. Подготовка учащихся вопросов.

8.Избирательная компания. Деловая игра «Я – избиратель»

Итоговое занятие которое своей целью ставит закрепить знания по избирательному праву в форме игры

Игра

 

Игру можно провести в несколько этапов

1 этап: «Выдвижение кандидата».

2 этап: «Предвыборная агитация»

3 этап: «Голосование и подведение итогов».

 Т.к. данный курс рассчитан на 12 часов, деловую игру целесообразно провести в конце учебного года, когда большинство учащихся пройдут курс.

В помощь педагогу:

Образовательные стандарты

Конкурсы

Банк педагогического опыта

Новости Ассоциаций педагогов Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фоторепортаж

Аттестация педагогических кадров

Методическое сопровождение образовательной деятельности

Методическое сопровождение проектов

Платные образовательные услуги

Дистанционное обучение


Copyright © 2006 ТОИУУ

Сделано в «ЛЕКО» ЛЕКО