новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

«Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны»

Слово методиста

Предлагаем Вашему вниманию программу элективного курса, разработанную учителем истории высшей категории Колесниковой Альвиной Александровной «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны». Данный курс бесспорно обладает большим  воспитательным потенциалом и расширяет познавательный кругозор учащихся. Представленный А.А. Колесниковой элективный курс может выступать как в роли курса предпрофильной подготовки, так и в роли курса профильного обучения для классов с изучением истории на базовом и профильном уровнях. Возможно ориентироваться на данную программу также при организации кружков и факультативов по истории. Программа учитывает требования к программам элективных курсов: достаточно четко обозначены его цели и предполагаемый результат изучения, заметное место выделяется на использование активных методов обучения. Кроме      самой программы автор предлагает материал для учителя, весьма полезный для практики преподавания элективного курса «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны».

Савинова О.В., руководитель учебно-методического центра ТОИУУ, к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ

Пояснительная записка

История Церкви  - неотъемлемая часть духовной сферы общества. Православие в России является основой культурной  традиции. Элективный курс «Церковь в годы Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг.»  позволяет дать многоплановую и объективную оценку деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, поскольку данная тема длительный период была закрыта и документы засекречены. Именно годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории Русской православной Церкви в ХХ веке. В этот период произошли радикальные изменения ее роли в обществе и начался процесс возрождения, прерванный хрущевскими гонениями и снова продолжившийся в наши дни.

Тема охватывает период с 1941 по 1945 года и позволяет расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войне и роли в ней Русской православной Церкви.

Цели курса:

  • Способствовать формированию положительной мотивации учащихся в ориентации на гуманитарный профиль.
  • Развивать у учащихся интерес к отечественной истории и культуре
  • Расширить представления учащихся о духовно-нравственном воспитании верующих на героических традициях и примерах самоотверженного служения Родине
  • Воспитывать любовь к Родине при изучении патриотической деятельности Русской Православной Церквиредставления учащихся о духовно-нравственном ультуре
  • нной войне и роли в ней РП в годы войны

Предполагаемые результаты:

Изучение курса  определяются поставленными в программе целями.

В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся должны уметь:

·        характеризовать деятельность Русской Православной Церкви в годы  Великой Отечественной войны;

·        показывать роль служителей Церкви и мирян в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками;

·        показывать героизм и самоотверженность священнослужителей на фронтах Великой Отечественной войны и в глубоком тылу;

·        расширять представления о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны.

В области межкультурной компетенции учащиеся развивают способность к уважению религиозно-культурных взглядов, принятие социально значимых ценностей.

Методы обучения.

Определяются целями данного курса, направленными на развитие склонностей и способностей учащихся и основных компетентностей в предмете, а также и предполагаемыми результатами изучения элективного курса.

В преподавании курса используются активные формы организации деятельности учащихся, написание эссе, рефератов и сообщений. 

Количество часов курса – 10 

Содержание программы. 

Раздел I. Православная церковь и советская власть (1917-1920ые годы) (2 часа)

Всероссийский церковный  поместный Собор (1917-1918гг.). Декрет об отделении церкви от государства и школы от Церкви (1918г.). Дискредитация Церкви. Террор против духовенства в годы гражданской войны. Взаимоотношения Церкви и советской власти в 1922 году. Смерть патриарха Тихон. Церковь в 30-е годы.

Раздел II. Патриотическая деятельность Церкви в годы великой Отечественной войны.(8 часов)

·        Диалог Церкви и власти. Воззвание митрополита Сергия (22 июня 1941г.). обращение власти к русскому патриотизму и Церкви. Историческая встреча в Кремле (31 августа 1941г.) Патриарх Алексий I.

·        Церковь собирает средства на победу. Танковая колонна имени Дмитрия Донского. Эскадрилья самолетов имени Александра Невского. Пожертвования в фонд обороны и советской красный Крест. Духовные концерты в госпиталях.

·        В тяжелые годы оккупации. Псково-Печорский монастырь – военнопленники. Подпольная группа в Одессе. Подпольный госпиталь в Орле. Блокада Ленинграда.

·        На фронтах Великой Отечественной войны. Вера и суеверия на войне. Дело стояния за Отечество.

·        Архиепископ Лука: портрет на фоне эпохи.

·         Святые Руси на орденах Отечества. Подвиги русских полководцев и флотоводцев во славу Отечества. Признание властью патриотической деятельности священников

·        Последствия немецкого крестового похода. Уничтожение храмов и церквей. Восстановление разрушенных святынь и церковной жизни в СССР.

·        Защита рефератов.

Темы для сообщений, рефератов и эссе. 

1.     Патриарх Тихон.

2.     Храм Христа Спасителя.

3.     Антицерковные и антирелигиозные мероприятия большевиков в 1922г.

4.     Поместный Собор 1917 года в Руссой Православной Церкви.

5.     Патриарх Сергий.

6.     Ленинградская епархия – фронту.

7.     Танковая колонна имени Дмитрия Донского.

8.     Архиепископ Лука.

9.     Святые Руси на орденах Отечества.

10.  Русские полководцы и флотоводцы – Отечеству.

11.  Православные священники на фронтах Великой Отечественной войны.

12.  Патриарх Алексий I.

Вопросы: 

1.     С какого времени начинается синодальный период Русской Православной Церкви?

2.     Когда и с какой целью был созван Поместный Собор?

3.     Что повлияло на формирование антицерковной политики большевиков?

4.     Почему 1922 год Ленин расценил как  «исключительно благоприятный»?

5.     Работа с документами. Прокомментируйте факты из истории взаимоотношений Советской власти и Церкви.

6.     Как откликнулась Церковь на нападение гитлеровской Германии на Советский Союз?

7.     Почему власть начала диалог с церковью?

8.     Какую помощь оказала церковь в сборе средств на победу?

9.     Какую помощь оказала церковь госпиталям, детским домам?

10. Какой вклад внесла Русская Православная Церковь в победу советского народа над гитлеровской Германией? 

Литература. 

1.     Бахныкин Ю. За веру и честь Родины // История. 2005. №9

2.     Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и  подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 2. Тверь. Издательство «Булат». 1996

3.     Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и  подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 6. Тверь. ООО Издательство «Булат». 2002

4.     Колосков А.Г. История России. ХХ век. 11 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа. 2000

5.     Полонский Андрей, Шевченко Максим. Итоги и значения Великой отечественной войны. «Молитвы творят стихи» // История. 1995 №18

6.     Поновский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого архиепископа и хирурга // Октябрь. 1991. №2-5

7.     Сенявская Елена. Вера и суеверия на войне. // История. 1998. №31

8.     Цыкин В. Истоия Русской Церкви 1917-1997. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М. 1997

9.     Шкаровский М.В. Политика третьего рейха по отношению к Русской православной церкви в свете  архивных материалов 1935-1945 годов. (сборник документов). Издательство Кружицкого Патриархального подворья. Общество любителей церковной истории. М. 2003

10. Якунин В. Дело стояния за Родину // История. 2004. №17.

11. Якунин В. Не прекращалась молитва «О стране нашей, властях и воинстве ея…» // История. 2004. №17

12. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну // «Балыкинский листок» 2000 №9

13. «Взять на Учет Все Духовенство…» // Приложение к журналу «Родина» 1994 №6.

14. «Применять к попам высшую меру наказания» // Приложение к журналу «Родина» 1995. №3.

15. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. 

Материал для учителя к уроку-лекции

«Православная Церковь и советская власть 1917-1920-е годы»

Цели урока:

Познавательные: повысить уровень осмысления участниками проблемы взаимоотношений Советской власти и Церкви в период 1917 – 1930-е годы ХХ века.

Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом; навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию.

Воспитательная: на основе осмысления учащимися исторического пути нашей страны создать условия для воспитания гражданственности, развития мировоззренческих убеждений учащихся и определения личностного отношения к явлениям и событиям отечественной истории.

План.

  1. Всероссийский церковный Поместный Собор (1917 – 1918 гг.)
  2. Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (1918г.)
  3. Дискредитация Церкви.
  4. Террор против духовенства в годы Гражданской войны

Взаимоотношения церкви и советской власти в 1922 году.

Церковь в 30-е годы

К началу февральской революции 1917 года в Церкви распространились антимонархические настроения, охватившие не только приходское духовенство, но и часть епископата. Синод отказался обратиться к верующим с воззванием в поддержку  монархии. Уже 6 марта им был издан указ, предписывающий духовенству читать в храмах манифесты об отречении Николая и Михаила Романовых и возглашать многолетие богохранимой державе Российской и Временному правительству ее. 15 (28) августа 1917 года начал свою работу Всероссийский церковный поместный Собор в храме Христа Спасителя в Москве. Поместные соборы не собирались со времен Петра I, т.е. на протяжении всего синодального периода управления церковью. Теперь, когда был свергнут формальный Глава Русской православной Церкви – император радикально изменились социально-экономические и политические  условия в России, церкви было необходимо выработать стратегию своего поведения и создать  новые организационные структуры. Первым, наиболее важным вопросом был вопрос о восстановлении патриаршества. Однако внутренние распри долго не давали церковным деятелям решить этот вопрос. Радикальный сдвиг произошел после 25 октября 1917 года. Непосредственной реакцией Собора на события, происшедшие 25 октября 1917 года было стремление к консолидации всех сил на борьбу с новой властью.

Для многих деятелей православия именно патриаршество символизировало возрождение соборного начала в жизни церкви, ее независимость от государства. Патриарх рассматривался как оплот церкви, та реальная сила, которая объединит усилия ее членов на борьбу за свои интересы. Патриархом Русской Православной Церкви,  из трех отобранных  голосованием иерархов церкви, по жребию 18 ноября 1917 года был избран митрополит Тихон (Белавин) – митрополит Московский (1865-1925гг.) Патриарх Тихон сразу же занял позицию резко враждебную по отношению к Советской власти.

Работа Собора  продолжалась и после захвата власти большевиками. Некоторые члены Собора воспринимали большевиков лишь как «немецких агентов и возмутившихся инородцев». Внимание лидеров большевиков к православной церкви в первые дни Советской власти отразилось в создании (ненадолго) Наркомата по национальным вопросам и Церкви. Новый орган власти возглавил И. Сталин.  Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» был принят  23 января 1918 года.  Этим актом Советская власть провозглашалась светским государством, уравнивались в правах представители всех вероисповеданий, верующие и неверующие. Религия объявлялась частным делом граждан. В связи с этим прекращались всякие государственные ассигнования к местным государственным учреждениям. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались, по особым постановлениям, местной и центральной государственной власти в бесплатное  пользование соответствующих религиозных обществ. Обязанности по содержанию зданий церкви, молитвенных домов и священнослужителей перекладывались на тех, кто нуждается в их существовании и функционировании, т.е. верующих. Церковные службы могли продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективом верующих с обязательством принятия на себя ремонта и содержания помещений, инвентаря и служащих. Декрет лишал церковь не только средств, получаемых от государства, но и собственных источников дохода, которые она получала от движимого и недвижимого имущества. Священнослужители оказывались без средств к существованию. Ситуация оказалась очень сложной, необычной и неприемлемой. Православная церковь всегда находилась на государственном обеспечении, у нее не было опыта организации самостоятельного существования, да и она не знала, каким образом это можно было сделать в условиях национализации всего церковного имущества, запрещения владеть собственностью и лишения права юридического лица. Сейчас, по прошествии 80 лет существования церкви в новых условиях, мы видим, что многие страхи и опасения были надуманными, что государство и церковь нашло приемлемые формы организации церковной жизни, удовлетворяя религиозные потребности верующих. Но тогда церковным деятелям все представлялось в мрачных тонах.

Православная церковь резко выступила против декрета, сделав еще один шаг к конфронтации с Советской властью. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стали самовольной закрытие церквей, конфискация для революционных нужд церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительным работам. Большевики вскрывали мощи  русских святых. Основная ставка в ?????????? пропаганде делалась на тленность, несохранность мощей, что должно было, по мнению большевиков, свидетельствовать об «обмане» (в сознании верующих святость зачастую связывалась не с духовным подвигом, а именно с нетленностью останков подвижников).

Собор и вновь избранный патриарх выступили против насилия, творившегося участниками начавшейся гражданской войны, проклиная всех причастных к расправам над невинными людьми. Патриарх категорически отказался послать даже тайное благословение белым армиям, поскольку Церковь не может благословлять братоубийственную войну. После расстрела царской семьи патриарх Тихон утвердил соборное постановление о служении панихиды по убиенным. Выступил патриарх и против подписания Брестского мира, заявив: «Этот мир, подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов…. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества».   23 сентября 1919 года патриарх Тихон обязал духовенство воздерживаться от  каких бы то ни было политических акций и, вместе с тем,  освободил верующих от всех политических обязательств перед патриаршим престолом на том основании, что Церковь согласно действующим гражданским законам отделилась от государства. Направленный против духовенства террор в годы гражданской войны часто развивался по инициативе снизу. В 1917 – 1918 годах погибли (были расстреляны, утоплены, распяты, замучены) 102 священника, 154 дьякона, 94 монаха и монахини. Всего за годы гражданской войны погибло около 10 тысяч священнослужителей.

Особое место в истории взаимоотношений Церкви с Советской властью занимает 1922 год – год голода, Генуэзской конференции и продолжавшегося перехода к новой экономической политике. Убежденность большевиков в том, что новое общество можно построить только в результате  ликвидации старого, вновь связала в неразрывный узел судьбу церкви, судьбу национальной культуры и судьбу русского крестьянства. Эта связь отчетливо проявилась в 1922 году когда пик борьбы против Церкви далеко не случайно совпал  с высылкой из страны лучших представителей нашей духовной культуры и с подавлением крестьянских восстаний. Этот страшный для Церкви год Ленин расценил как «исключительно благоприятный» момент для подрыва общественного авторитета  духовенства. Л

Ленин пытался решить 3 задачи:

  • Ликвидировать оппозицию в рядах РКП(б)
  • Окончательный разгром политической оппозиции режиму – эсеров, меньшевиков, либералов. Наиболее авторитетных представителей гуманитарной мысли попросту высылали из страны.
  • Церковь была единственным оппозиционным режиму институтом, поэтому ее, как общественную силу, необходимо было максимально ослабить.

В качестве повода был использован голод. Отказавшись от помощи Церкви и обладавших международным авторитетом интеллектуалов, власти обвинили духовенство в сокрытии ценностей, необходимых для закупки продовольствия за границей. В ходе выполнения ленинской инструкции о принудительном изъятии ценностей произошло – по неполным данным – 1414 столкновений между верующими и представителями властей; были физически уничтожены 2691 священник, 1962 монаха и 3447 монахинь. В разных городах России были организованы процессы над духовенством; только в Москве и Петрограде на них вынесли 14 смертных приговоров 9в том числе митрополиту Вениамину). Был арестован и предан суду патриарх Тихон. Вырученные от продажи церковного имущества средства были истрачены не столько на покупку продовольствия для голодающих, сколько на различные внутри и внешнеполитические акции, в том числе и на борьбу с церковью.

В то же время внутри самой православной Церкви произошел раскол, спровоцированный органами ВЧК. Часть молодых церковнослужителей объявила в мае 1922 года о ликвидации патриаршества и провозгласили создание так называемой «Живой Церкви», свободной от «затхлых» догм.  Советская власть взяла новую церковь под свою опеку. «Живая церковь» - организация, образованная  сторонниками обновленческого движения, выступавшими за революционные перемены в церковном управлении, за пересмотр некоторых канонов и литургической практики, за активное сотрудничество с новыми властями.

В ноябре  1922 года в Пензе была создана «Свободная трудовая церковь», которую возглавил обновленческий архиерей Иоанникий. Сектанты провозгласили своей целью слияние всех религий в одну и союз религии и науки, заодно уничтожение зла и достижение бессмертия на «научной почве», для чего необходимо «бороться против касты духовенства и против предрассудков» и непременно устранить из храмов иконостасы. События 1922 года спровоцировали кризис в самой православной церкви. Русская православная Церковь вступила в стадию глубокого раскола, сравнимого по масштабам с расколом ХVII века.

Усилилась и антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы  был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 году создается Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник».

После смерти патриарха Тихона  (2 апреля 1925 года) и ареста  большинства митрополитов формально церковь возглавлял арестованный ОГПУ патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский, 1982-1937, расстрелян). Фактически же  руководство делами церкви взял на себя  митрополит Сергий (Страгородский). Это был один из наиболее авторитетных и глубоких богословов ХХ века. Его докторская диссертация «Православное учение  о спасении» способствовала более ясному пониманию различий между православными и католическими вероучениями. Сергий доказывал, что суть расхождений не  столько в том, что Западная Церковь пошла на те или иные изменения в догматике, сколько в легализме и формализме католической доктрины., порождающей формализованные отношения между Церковью и верующими, тогда как православие опирается на идею любви.

В середине 30-х повсеместно продолжалось закрытие церквей. Только первая половина 30-х годов унесла более 10 тысяч храмов. В Москве разрушили Казанский Собор, Храм Христа Спасителя. В 1935 году прекратилось издание «Журнала Московской патриархии». Новый страшный удар обрушился на Церковь в 1937 году. Репрессии против духовенства и мирян стали традицией советского общества. В 1937-1939 годах был истреблен почти весь российский православный епископат. Всего же с 1917  по 1940 годы погибло более 250 православных архипастырей.  Лишь несколько архиереев пережили страшные годы ежовщины.

В 1937 году в Соловецком лагере  был расстрелян один из крупнейших русских философов – священник Павел Флоренский, человек поразительной для ХХ века многогранности дарований и замечательных успехов на разных поприщах знаний: помимо философии, еще в богословии, искусствоведении, фольклористики, математике и технике. Сосланный в Сибирь в лагерь «Свободный» в 1933 году он и там сделал открытия в области мерзлотоведения. Даже в Соловецком лагере начальство использовало его знания при организации завода по переработке водорослей. Письма родным от него приходили до июня 1937 года. После полугода изоляции отец Павел был расстрелян на Соловках.

После ареста очередной группы епископов митрополит Сергий был вынужден распустить Синод (18 мая 1935 года).

Проведенная в 1937 году в СССР перепись выявила, что каждый третий житель продолжали себя считать верующими. В ответ на это власти ужесточили репрессии. К концу II Мировой войны в России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов (в СССР в целом – около 1200). Только четыре епископа составляли епископат Русской Православной Церкви. Согласно западным источникам с 1918 по конец 30-х годов были физически уничтожены 42 тысячи священников. Казалось, что жизнь Церкви прекратилась.

Итак, в 1917 году открылась новая страница в истории Русской Православной Церкви. Если предыдущее тысячелетие было эпохой  подвига, молитвы, милосердия, строительства храмов и монастырей, то ХХ век стал временем одного из жесточайших гонений на православие. Годы, последовавшие за революцией, были наполнены убийствами, мучительством и беспощадными гонениями. За 20 первых лет советской власти Русская Православная Церковь была почти уничтожена, но чтобы уяснить в каких исторических условиях протекала жизнь Церкви, необходимо изучение документов, распоряжений, инструкций, составляющих русло по которому должно было идти постепенное уничтожение Церкви. Эти документы определили ту общественно-государственную обстановку, в которой существовала Православная Церковь в течение нескольких десятилетий. 

Работа с документами 

Документ 1.

Совершенно секретно

Из протокола № 2 заседания комиссии по проведению декрета

В помощь педагогу:

Образовательные стандарты

Конкурсы

Банк педагогического опыта

Новости Ассоциаций педагогов Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фоторепортаж

Аттестация педагогических кадров

Методическое сопровождение образовательной деятельности

Методическое сопровождение проектов

Платные образовательные услуги

Дистанционное обучение


Яндекс.Учебник

Copyright © 2006 ТОИУУ

Сделано в «ЛЕКО» ЛЕКО