вы видите страницу, подготовленую для печати, вы можете перейти к полной версии страницы

Татьяна Николаевна Соловьёва «Элективные курсы по русскому языку и литературе» (продолжение)

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Характеристика романа как «энциклопедии русской жизни».

1

Лекция

2.

Образование и воспитание в дворянской семье первой половины  XIX века

1

Доклады. Комментированное чтение 1-ой главы

3.

«Как dandy лондонский одет». Мода пушкинской поры.

1

Иллюстрации. Доклады учащихся.

4.

День светского человека. Развлечения.

1

Доклады учащихся. Комментированное чтение 1-ой главы.

5.

Театр – страсть молодёжи пушкинской поры.

1

Доклады учащихся. Комментированное чтение 1-ой главы

6.

«Общество безвестных людей». Реальные исторические лица – герои романа, знакомцы Евгения Онегина и автора.

1

Доклады учащихся, чтение

7.

Салон. Альбом. Их роль в светской культуре XIX века.

1

Доклады

8.

 Бал как средство светского общения

1

Доклады, комментированное чтение

9.

Дворянское жилище и его окружение в поместье.

1

Доклады, комментированное чтение II и III глав

10.

«Её сестра звалась Татьяна». Ономастика (имени) и его  роль в характеристике героев.

1

Доклады. Комментированное чтение IV главы

11.

Вставные элементы. Сны. Письма. Их роль и место в рамках романа.

1

Доклады. Чтение глав  III, V, VIII.

12.

Народные праздники.

1

Доклады, комментированное чтение

13.

Дуэль

1

Доклады, комментированное чтение

14.

Путешествия дворян

1

Доклады, комментированное чтение

15.

Язык пушкинской эпохи

1

Доклады, комментированное чтение

 

Содержание программы

Тема 1. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин».

Хронология работы Пушкина над романом. Календарное и художественное время в романе. Проблема прототипов. Характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» (В.Г. Белинский ).

Тема 2. Образование и воспитание в дворянской семье первой половиныXIX века.

Домашнее воспитание и обучение детей. Образование и служба дворян-мужчин. Интересы и занятия дворянской женщины. Любовь. Брак.

Тема 3. «Как dendi лондонский одет».

Мода пушкинской поры.

Тема 4. День светского человека. Развлечения.

Тема 5. Театр – страсть молодёжи пушкинской поры.

Тема 6. «Общество безвестных людей».

Реальные исторические лица – герои романа, знакомые Евгения Онегина и автора.

Тема 7. Салон. Альбом.

Их роль в светской культуре XIX века.

Тема 8. Бал как средство светского общения.

Танцы Процедура бала.

Тема 9. Дворянское жилище и его окружение в поместье.

Тема 10. «Её сестра звалась Татьяна».

Ономастика (раздел языкознания, изучающий собственные названия) и его  роль в характеристике героев.

Тема 11. Сны.

Место и значение сна в рамках романа. Место и значение писем Онегина и Татьяны в рамках романа как структурного целого.

Тема 12. Зимние праздники.

Маскарад. Именины.

Тема 13. Дуэль.

Социально-знаковая роль дуэли. Её правила.

Тема 14. Русская «хандра».

Онегин и проблема «лишних людей». Путешествия дворян по свету.

Тема 15. Язык пушкинской эпохи и его отражение в романе «Евгений Онегин».

Литература

  1. А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
  2. Лотман Ю.М. Пушкин. «Евгений Онегин». Комментарий. – СПб, 1995
  3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX века. – СПб, 1994
  4. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры.– Литература в школе, 1997, №4, №7; 1998, №2, №5; 1999, №2, №4
  5. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». – Литература в школе, 1998, №8, 1999, №1, №3, №8
  6. Сычёв Б.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Перспективная подготовка к восприятию романа. – Литература в школе, 1999, №6
  7. Скатов Н.Н. «Невольник чести». За что погиб Пушкин?– Литература в школе, 1997, №1
  8. Шанский Н.М. Краткий лингвистический комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – Русский язык в школе, 1998, №4, №5, №6; 1999, №1, №2, №3

С.В. Ходусова

(г. Тверь, гимназия №44)

 

«Введение в литературоведение»

Пояснительная записка

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской классической литературы. Теоретико-историко-литературные знания способствуют глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателей.

Знакомство с теорией литературы имеет чрезвычайное значение для каждого изучающего литературу.

Как показывает само название, «Введение» знакомит с основными понятиями теории литературы и создает необходимую перспективу для дальнейшего изучения литературы не только в 10-11 классах, но и в высших учебных заведениях.

Главное внимание в этом курсе уделяется рассмотрению общих свойств художественной литературы, особенностям отдельных литературных произведений, важнейшим закономерностям литературного процесса. Данный курс углубляет и расширяет полученные ранее теоретико-литературные знания, развивает навыки анализа художественных произведений.

Целью данного курса является подготовка учащихся 9 классов к выбору профиля, реализация интереса к изучению литературы через освоение предмета на повышенном уровне сложности.

Предлагаемая программа рассчитана на предпрофильные группы и классы в области гуманитарного профиля, при ее подготовке учитывалось содержание программ под редакцией В. Я. Коровиной-М, 2001г. в области теории литературы. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах по литературе, например сведения о вспомогательных ритмических элементах стиха /клаузула, пауза, перенос/, безусловно, вызывающие познавательный интерес учащихся по данному предмету.

Значительно расширены сведения по таким темам, как " Системы стихосложения», «Поэтические фигуры языка», «Изобразительно-выразительные средства языка» и др.

Курс» Введение в литературоведение» предполагает изучение понятий, необходимых для анализа художественных произведений, прежде всего понятий о сторонах и элементах содержания и формы художественных произведений. Имеется в виду тема, проблема, идея, герой, лирический герой, сюжет, внесюжетные элементы, композиция, художественная речь во всех ее значениях и формах. Без знания этих понятий невозможна полноценная интерпретация художественного текста. Программа рассчитана на 14 часов и реализуется в системе уроков разного типа (лекции, практикумы, семинары, уроки-исследования, творческие лаборатории).

Осваивая предложенный курс, учащиеся должны знать и уметь применять на практике понятия, связанные с общими свойствами литературы; понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения; обладать знаниями элементов стиховедения.

Содержание программы

Введение (1ч.)

Специфика литературы как вида искусства. Особенности художественного образа.

Примерные практические работы:

  • составление плана вступительной лекции учителя;
  • подготовка сообщения «Другие виды искусства».

Тема и идея художественного произведения (2ч.)

Литературное произведение как целое. Понятие о теме. Понятие об основной идее литературного произведения. Единая идейно-темати­ческая основа цикла литературных произведений.

Примерные практические работы:

  • конспектирование лекции учителя;
  • определение слов-терминов;
  • анализ текстов.

Сюжет и композиция литературного произведения (2ч.)

Общее понятия о сюжете. Фабула и сюжет. Основные элементы сюжета. Композиция произведения. Авторские отступления как элемент композиции художественного произведения. Вводные эпизоды. Художественное обрамление и художественное предварение.

Примерные практические работы:

  • составление сложного плана лекции учителя «Композиция произведения";
  • составление обобщающих таблиц «Элементы сюжета»,"Композиционные средства";
  • коллективный анализ композиции прозаического текста (И.А.Бунин «В Альпах» или рассказ И.С. Тургенева «Свидание").

Язык литературного произведения (Зч.)

Язык как средство художественного изображения действительности. Синонимы и антонимы. Особые лексические ресурсы языка (варваризмы, диалектизмы, вульгаризмы, архаизмы, неологизмы, прозаизмы). Специальные изобразительные средства языка. Эпитеты и сравнения. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория, синекдоха, гипербола, литота). Перифраз.

Примерные практические работы:

  • составление обобщающей таблицы  «Изобразительно выразительные средства языка»;
  • раскрытие ведущих понятий темы;
  • лабораторная работа «Анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах».

Поэтический синтаксис (2ч.)

Поэтические фигуры языка. Риторические вопросы, обращения и восклицания. Синтаксические конструкции, основанные на повторении отдельных слов или словосочетаний (анафора, эпифора, стык). Градация, параллелизм, умолчание. Углубление понятия об инверсии, бессоюзии и многосоюзии.

Примерные практические работы:

  • составление обобщающей таблицы «Поэтические фигуры языка»;
  • коллективный анализ поэтического текста;
  • индивидуально-экспериментальные задания.

Элементы стиховедения (4ч)

Ритмическая основа и ритмический строй языка. Античное стихосложение. Устный народный стих. Силлабическая система стихосложения. Вспомогательные ритмические элементы стиха (клаузула, цезура, перенос). Рифма. Тоническая система стиха.

Примерные практические работы:

  • составление словаря основных понятий;
  • лабораторная работа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Осваивая темы, указанные в программе, к концу 9 класса учащиеся овладевают теоретико-литературными знаниями:

о литературном произведении как художественном единстве и его компонентах;

об изобразительно-выразительных средствах языка, особых лексических ресурсах языка и поэтическом синтаксисе.

Выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, сюжет; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

  • выявлять особенности поэтической речи прочитанных лирических текстов;
  • характеризовать основные проблемы и композиционные особенности прозаических текстов.

Литература для учителя

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
  2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971.
  3. Волков И.Ф. Теория литературы. - М., 1995.
  4. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика.
  5. Ритмика. Рифма. Строфика.- М., 2002.
  6. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. - М., 1996.
  7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М., 1970 (и др. изд.)
  8. Хализев В.Е. Драма как род литературы. - М., 1986.
  9. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.

Литература для учащихся

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий./ Под редакцией А.Н. Николюкина. - М., 2001.
  2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1985.
  3. Гинзбург Л. О литературном герое. - Л., 1979.
  4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1971.
  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972 (и др. изд.)
  6. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.
  7. Скрипов Г.С. О русском стихосложении: Пособие для учащихся. М., 1979.

Т.П. Тузова

(г. Бологое, СОШ №1)

 

«Секреты орфографии. (Как стать грамотным)»

Пояснительная записка

Цель занятий с девятиклассниками - совершенствование практических умений и навыков по орфографии. Особое внимание уделяется формированию орфографической зоркости, умению видеть морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Большое количество орфограмм, требующих применения на письме правила, приводит учащихся в состояние неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется «вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени. На сегодняшний день пока/ ещё самой эффективной формой проверки грамотности обучающегося, является диктант. При такой форме проверки решать «орфографическую задачу» следует моментально, чтобы успеть записать правильно текст под диктовку. Но как показывает практика, в момент написания слов диктанта многие учащиеся не только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно соотнести, отчего зависит написание орфограммы. Возникает противоречие: учащийся знает правило, если его спросить вне ситуации диктанта. Во время написания диктанта это правило «не всплывает» в памяти.

Другая форма проверки орфографической грамотности - тестирование. При такой форме время на то, чтобы вспомнить правило, сокращается. Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее.

Курс преследует следующие цели:

  1. Повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе.
  2. Преодоления психологического барьера при изучении орфографии.

Задачи курса:

1.   Научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения орфографической задачи.

2.   Сформировать навык вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма.

Учебно-тематический план

Тема

Форма проведения

Планируемый результат

1

Строительная работа морфем

Тренировочные упражнения

Закрепление навыка вычленения морфем

2

Приставки. Деление приставок на группы.

Практикум.

Работа с карточками - морфемами Нахождение орфограммы приставки.

Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

3

Орфограммы корня.

Классификация

Устные и письменные упражнения

Без затруднения находить корень слова

4

Суффиксы разных частей речи, требующие написания по правилу

Практикум.

Создание опорной таблицы или «ключа».

Самостоятельное создание оригинальной таблицы.

5

Окончания существительных, прилагательных, глаголов.

Практикум.

Составление логических цепочек.

Сформировано умение, восстанавливать отсутствующие звенья логической цепочки.

6

Орфограммы в окончаниях слов

Написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

 

7

Как создать опорную схему.

Семинар.

Сформировать умения рассуждать и создавать схему.

8

Решение орфографических задач с помощью опорных схем и таблиц.

Конкурс на лучшее наглядное пособие по орфографии.

Создание комплекта схем и таблиц.

Содержание курса

Тема 1. Строительная работа морфем:

Занятие посвящено выявлению значимых морфем слова. Необходимость расстановки ударения в словах для быстрого нахождения орфограммы. Выработка умения работать с морфемой. Тренировочные упражнения.

Тема 2. Приставки. Деления приставок на группы.

Приставки, которые пишутся одинаково независимо от их произношения. Приставки на —з и —с. Приставки пре- и при-. Работа с карточками-морфемами. Из всех карточек выбрать морфемы-приставки и распределить по группам. Составление опорной схемы.

Тема 3. Орфограммы корня. Классификация.

Гласные,  проверяемые ударением. Проверяемые согласные. Непроверяемые гласные. Корни с чередованием ( а||о, е||и, им||я); оё после шипящих в корне, и – ы после ц в корне слова.

Тема 4. Суффиксы разных частей речи, требующие написания по правилу

Создание таблицы суффиксов разных частей речи, требующих написания по правилу: гласные ое после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных; суффиксы –ек– - –ик– существительных; -ен- в существительных типа «пламя»; Суффиксы прилагательных — чив-, -лив-, -ист-. Суффиксы причастий: – ущ–(– ющ–), –ащ–(–ящ–), –ем–(–им–); глагольные суффиксы: -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-, суффиксы перед л.

Тема 5.Окончания существительных, прилагательных, глаголов.

Разделение существительных на две группы: с безударной гласной «е» в падежном окончании и с безударной гласной «и» в падежном окончании. Практикум: составление логических цепочек типа: часть речи - морфема - склонение - особенности (для существительных) часть речи — морфема – спряжение - гласная в  окончании (для глаголов) инфинитив -- на что оканчивается -- входит или не входит в число глаголов исключений спряжение  (для определения спряжения глагола) часть речи - морфема — падежный вопрос от главного слова - гласная (ударная) в окончании вопроса - гласная(безударная) в окончании прилагательного или причастия.

Тема 6. Орфограммы в окончаниях слов.

Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему «Окончание значимая часть слова» Тип речи — рассуждение.

План:

  1. В словах какой части речи встречается это окончание?
  2. В чём трудность его написания?
  3. Каким путём можно решить орфографическую задачу, связанную с написанием этого окончания (составление логической цепочки)

Тема 7. Семинар. Как создать опорную схему по орфографии.

Заслушать сообщения учащихся по теме:

  1. Для чего нужно хорошо различать части речи русского языка?
  2. Почему морфемный принцип русской орфографии является одним из самых главных?
  3. Можно ли научиться писать грамотно, применяя опорные схемы и таблицы?

Тема 8. Решение орфографических задач с помощью опорных схем и таблиц.

Каждый слушатель курса представляет наглядное пособие по орфографии, изготовленное им самим. Решение орфографических задач с помощью этих наглядных пособий.

Использованная литература

  1. Русский язык. Программно-методические материалы.5-9 классы. Москва. Издат.дом «Дрофа» 1998г.
  2. Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой.5-9 классы.
  3. «Русский язык». Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».№18, 1995г, №6, 1997г, №5, 1998г.
  4. А.И.Моисеев. Основной принцип современной русской орфогра­фии: морфологический или фонемный? «Русский язык в школе», №1, 1995г.
  5. А.П. Еремеева.. Об изучении грамматических категорий имен существительных по учебному комплексу. «Русский язык в школе», №6, 1994г.
  6. Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. «Практическая методика русского языка». – Москва, «Просвещение», 1992г.
  7. Г.Г.Граник,  С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфогра­фии» ,Москва, «Просвещение» 1991г.
  8. Т.М. Пахнова. «Готовимся к письменным и усиленным экзаменам по русскому языку. 9 – 11 классы». Москва «Вербум – М». 2003 г.