вы видите страницу, подготовленую для печати, вы можете перейти к полной версии страницы

Урок «Скандинавия в средние века»

Слово методиста

Предлагаемый Вашему вниманию урок «Скандинавия» разработан учителем истории средней школы № г. Нелидово, учителем высшей категории Самойловой Ниной Андреевной. Учащиеся, которым посчастливилось учиться у этого педагога, несомненно не забудут ее увлекательных уроков, на которых развивались их творческие возможности и исследовательские навыки. Ее ученики были победителями и призерами областного тура олимпиады школьников по истории, успешно выступали на Всероссийских олимпиадах по этому предмету. Представленный урок необычен тем, что само изучение данной темы не является обязательным в курсе истории средних веков и всегда вызывало сложности у преподавателей, так как в ряде учебников в отличие от других тем излагался достаточно бесцветно. Нина Андреевна убедительно обосновывает целесообразно изучения истории Скандинавии. Методика проведения урока также достаточно интересны и разнообразна.

Савинова О.В., руководитель учебно-методического центра ТОИУУ, к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ. 

Обоснование включения данной темы в школьную программу по истории средних веков в 6 классе

В настоящей программе по курсу истории средних веков в 6 классе отсутствует отдельная тема по ранней истории скандинавских народов. О норманнах упоминается лишь  в связи с изучением темы «Англия в раннем средневековье. Походы норманнов». При таком подходе учащиеся не будут владеть достаточной информацией о скандинавах, о влиянии их на развитие культуры и политического уклада древней Руси, не смогут объяснить, почему скандинавы оказались способными осуществить завоевательные походы в страны Западной Европы и на Русь, а также  не ответят на вопрос, почему север Руси развивался по  «скандинавскому сценарию». 

Цели  урока. 

Познавательная.  Дать общее представление о развитии Скандинавии в средние века, познакомить с традициями, культурой, религией скандинавских народов. Выяснить причины  и последствия военных походов норманнов в Европу и на Русь.

Воспитательная.  Воспитание у учащихся уважение и толерантность к национальным особенностям и традициям скандинавских народов.

Развивающая. Способствовать развитию наблюдательности, культуры общения в малых группах. Развивать мыслительные навыки сравнения и речи на основе сопоставления культуры, экономики и политики скандинавских стран, формирование выводов о сходстве и различии

По своему типу данный урок является уроком изучения нового материала.

Технология урока

·        Принятие классом целей и задач урока

·        Лекция учителя по теме урока с включением демонстрации слайдов и активизирующих класс вопросов

·        Представление учащимися индивидуальных проектов, выполненных по опережающим заданиям учителя

·        Тестирование класса по усвоению материала урока

Анализ результативности урока

Ход урока.

1. Принятие цели

2. Лекция учителя

На уроках географии вы знакомились с понятием: «Северная Европа». Эта  группа стран  лежащих на  Скандинавском полуострове. И в географическом смысле скандинавскими странами называют Швецию и Норвегию. В широком же историко-культурном смысле к Скандинавским странам относят Швецию, Норвегию, Данию, Исландию.

 Рождение стран и легенды связанные с рождением их

Скандинавские народы – потомки германских племен.

Вопрос к классу:  Когда произошло великое переселение народов?»

Во время великого переселения народов в Скандинавию хлынула волна германоязычных племен. Этнической основой   стали племена ёти и свеи. Именно от названия племен свеи произошло название страны «Сверы» - Швеция (Работа с картой)

Страной «голубых фиордов» - называют Норвегию

Фиорды – узкие, глубинные морские заливы с высокими крутыми и скалистыми берегами (демонстрация фотографий).

Предки норвежцев – викинги, на Руси их называли варягами, а в Западной Европе норманнами (т.к. Норд N с немецкого языка означает «север»).

А у Дании существует своя легенда и связана она с богиней плодородия Гефион (демонстрация слайдов)

Историческое название Дания получила от названия племени даны. Данмарк – «лесная страна», слово «дан» - с древнескандинавского языка означает «лес».

Общие черты развития, первые государственные объединения.

Скандинавские страны в раннее средневековье развивались своеобразно, т.к. их обособленность, сравнительно слабая политическая связь со странами континента в какой-то степени влияли на процесс развития феодальных отношений.

Из трех  скандинавских стран, пожалуй, Дания оказалась  более развитым и сильным королевством. В X веке на территории Дании появляется первое государственное образование.

А в XI веке датчане совершают набеги, да никуда - нибудь, а в Англию, и последняя,  вскоре лишается своей самостоятельности. Кором  Канут Датский создал из завоеванных земель громадное Северное государство, в которое входили Дания, Норвегия, Швеция, Англия должна уплачивать тяжелые налоги.

«Датские деньги» теперь предназначались королю. Датская знать получила много земли на юге Англии. После смерти Канута это государство распалось, но в самой Дании рост крупного землевладения продолжался. В основном крупными землевладельцами становилась военно-служилая знать и рыцари. В их хозяйстве использовался не только труд крестьян, но и рабов.

Вопрос к классу:  Откуда доставляли рабов в Данию?

Датские  короли объявили еще в XI – XII   веках своей королевской собственностью «пустые» земли. Слой свободных крестьян платили королю налоги и даже выполняли некоторые повинности. Этот слой был довольно высоким по сравнению с другими странами.

В Дании быстрее, чем в других странах ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появился  слой ремесленников и купцов. В XIII веке в области Сконе устраивались крупнейшие ярмарки, славившиеся рыбой.

В середине XII века начинаются междоусобные войны и борьба за власть. Вот когда потребовались мощные каменные замки – крепости (демонстрация слайда)

На определенном этапе власти короля была ограниченно-народным собранием, которое собиралось ежегодно. Оно состояло из верховного совета, куда входили представители от горожан и крестьян и государственного совета, который был всецело в руках феодалов. Так осуществляется контроль за королем.

Швеция

В Швеции развитие  феодальных отношений происходило еще медленнее, чем в Дании.

Причины:

Здесь  дольше  держались родовые отношения.

Относительно малое количество удобных земель. (горные массивы)

Основная масса населения сохраняла положение независимых свободных общинников.

Имея сравнительно мало удобных земель и небольшое количество  крепостных,  знать стремилась компенсировать себя  захватами на Востоке.

В XII веке они начали наступление на Финляндию и завоевали значительную ее часть, однако это их ненасытило и в 1240г. они предпринимают поход на Русь. Царствующий в это время король Эрих мало занимался государственными делами, а управление страной находилось в руках знаменитого  Биргера (вышел из родовой знати (ярл)). С необыкновенной  предусмотрительностью угадал он место для столицы  Стокгольма. Улучшил законы,  не оставил без внимания даже нравы и обычаи шведов. В X веке  принимается христианство. С этого времени начинается борьба с язычниками. (поход в Финляндию, на Новгород). Благословление  папы Григория IX.

Каждая страна имеет свою символику. В начале  XIV века в  Швеции появился герб. Он  особенный, а история его такова…     (опережающие задания: трое учащихся готовят рассказ о гербе, который  дополняет фрагмент, нарисованного герба. Слайд.).

Герб  Швеции

Малый герб представляет собой три золотые короны (одна под двумя) на голубом фоне. Впервые короны были использованы в качестве национального герба в1364 году при короле Альбрехте Мекленбургском. Почему Альбрехт выбрал три короны? Вопрос легче задать, чем ответить на него. Во всяком случае, спор, начавшийся по  данному поводу между шведскими историками в 16 в., не угас и по сегодняшний  день. Ныне существует три точки зрения:

Три короны олицетворяют трёх божеств из древнего языческого храма в Упсала.

Короны появились на свет в качестве эмблемы союза трёх средневековых скандинавских королевств.

Короны означают три шведские территории, пользовавшиеся некогда исключительным правом избирать короля.

Большой герб впервые встречается на сохранившейся печати короля Карла Кнутссона датированной 1448г. Карл, не нарушая традиции, оставленной Альбрехтом, тем не менее, поместил в центре государственного герба свой фамильный символ. Нововведение стало традицией: с тех пор герб Швеции неизменно украшается и небольшим гербом царствующей фамилии.

Немало изменений претерпел символ в последующие  века. Почти каждый из королей стремился оставить на гербе свой след. Монаршим повелением национальная эмблема была постепенно превращена в одну из самых сложных и затейливых в мире. Большой герб состоит из главного щита, увенчанного золотой королевской короной и разделённого на 4 части тонким золотым крестом. В центре небольшой щит, представляющий собой, как мы уже говорили герб царствующего дома. На 1 и 4 полях главного щита изображён малый герб Швеции, на 2 и 3 синее поле украшают 3 косые серебряные полосы, поверх которых расположен коронованный золотой лев.

Лев пользовался популярностью видимо только потому, что шведские моряки ещё в средние века завезли этот символ. Фамильный герб царствующей ныне в Швеции династии Бернадоттов разделён вертикальной чертой пополам. В левой – герб королевской фамилии Ваза, её представители стояли у кормила власти в 1523-1654 гг. В их честь заложен глубокий геральдический смысл.

Орёл, сидящий на луче света был во времена Наполеона знаком достоинства, соответствовавшим рангу принца. Мост символизирует права на южноитальянские земли, дарованные французским императором маршалу Бернадотту 1806 гг. И мост и орёл стали частью герба Бернадотта во время его служения Наполеону. 

Обобщающие  вопросы:

1.     Что общего в развитии этих стран?

2.     Какие характерные особенности вы можете выделить?

3.     Докажите, что поход 1240 г. был спровоцирован католической церковью?

4.     Какую цель преследовал этот поход?

Норвегия.

В IX веке несколько племен объединились под началом конунга  Харальда Косматого (Прекрасноволосого). Из трех стран в Норвегии феодальные отношения были развиты в наименьшей степени. В этой горной и лесной стране населению приходилось заниматься не столько земледелием,  сколько скотоводством, рыболовством, лесными промыслами (зачитать отрывок из книги «Кристин, дочь Лавранса»  Сигрид Унсет).

Крепостное право здесь не было развито (Использовались домашние рабы). В X веке было принято христианство. Светская и церковная знать рано образовала в Норвегии свою партию - биглеры, но существовала и другая  партия биркенбейнеры - «берестоногие», т.е. «лапотники» (крестьяне, горожане, мелкие дворяне).

В IX – XI в.в. предки норвежцев викинги на утлых ладьях совершали под синими, алыми и черными парусами  дерзкие набеги  на далекие страны. Лет на 500 раньше Колумба викинги открыли Америку (рассказ об отношениях викингов с Русью, опережающее задание).

После завершения грабительских походов в Норвегии стало развиваться торговля. Торговать стали все и с большим желанием,  что даже повлияло на нехватку рабочих рук в сельском хозяйстве. И норвежский король ввел ограничения на участие соотечественников  в торговле. В эти столетия завершается политическое объединение страны. Норвегия стала владеть землями Исландии и Гренландии.

Обобщающие  вопросы:

Что общего в развитии Скандинавских стран вы заметили?

Какие особенности в развитии этих стран можно выделить?

Какое государство было развито сильнее и почему?

XXI век, в котором  мы живем,  беспощадно изменяет облик старых городов, но к счастью народы Скандинавии сумели сберечь самое сокровенное – свою первозданную культуру. В Норвегии в «народном музее под открытым небом» собраны до полутораста срубов старинных крестьянских домов, с обиходной утварью во всем дворовым хозяйством.

Здесь находится самая старая в мире из сохранившихся деревянных церквей  (демонстрация фотоматериалов).

Эпоха викингов тоже напоминает о себе сохранившимися кораблями, которые сейчас находятся под крышей музея «корабли викингов». От них веет мужеством и силой. В них все прекрасно и нет ничего лишнего. В 1891 г. на выставке кораблей в Чикаго был представлен корабль – ладья, сделанный норвежцами. (Ушко).

Несколько  норвежских парней переплыли Атлантический океан и привели его в Чикаго. Это  стало одним из интереснейших событий выставки. 15 пар сосновых весел и руль, 30 гребцов – воинов и командир – вот и весь экипаж. Не о них ли пушкинские строки: 

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И 30 витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской».

Защита творческих проектов по опережающему заданию учителя

Скандинавский эпос: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда».

В скандинавский эпос входит «Старшая или стихотворная, Эдда». Она представляет собрание эпических текстов мифологического и героического содержания. Одним из образцов «Старшей Эдды» является «Речи Высокого»

1. «Прежде чем в дом войдешь, все входы ты осмотри, ты огляди, - ибо, как знать, в этом жилище недругов нет ли».

2. «Ум надобен тем, кто далеко забрел, - дома тебе все ведомо; насмешливо будут глядеть на невежду, средь мудрых сидящего».

3. «Умом пред людьми похваляться не надо – скрывать его стоит; если мудрец будет молчать – не грозит ему горе, ибо нет на земле надежнее друга, чем мудрость житейская».

4. «Счастливы те, кто заслужил похвалу и приязнь; труднее найти добрый совет в груди у других».

5. «Глупый надеется смерти не встретить, коль битв избегает; но старость настанет – никто от нее не сыщет защиты».

6. «Без толку жадный старается жрать себе на погибель; смеются порой  над утробой глупца на пиршестве мудрых».

7. «Кто нравом тяжел, тот всех осуждает, смеется над всем; ему невдомек, а должен бы знать, что сам он с изъяном».

8. «Кто молчать не умеет, тот лишние речи заводит нередко; быстрый язык накличет беду, коль его не сдержать».

9. «Люди друзьями слывут, но порой на пиру подерутся; распри всегда готовы возникнуть: гость ссорится с гостем».

10. «Пусть невелик твой дом, но он твой, и в нем ты владыка; кровью исходит сердце у тех, кто просит подачек».

11. «Если дружбу ведешь и в друге уверен и добра ждешь от друга, - открывай ему душу, дары приноси, навещай его часто».

12. «Но если другому поверил оплошно, добра ожидая, сладкою речью скрой злые мысли и лги, если лжет он».

13. «Так же и с теми, в ком усомнишься, в ком видишь коварство, - улыбайся в ответ, скрывай свои мысли, тем же отплачивай».

14. «У малых песчинок, у малых волн мудрости мало; не все мудрецы – глупых и умных поровну в мире».

15. «Головня головне передать готова пламя от пламени; в речах человек познает человека, в безмолвии глупеет».

16. «Никто за любовь никогда осуждать другого не должен; часто мудрец опутан любовью, глупцу непонятной».

Учащиеся высказывают свои суждения по данным образцам древнескандинавской гномической поэзии.

Выполнение тестовых заданий

1. От названия какого племени произошло название страны Швеция?

а) ёти;

б) свеи.

2. Страна «голубых фиордов» – это:

а) Дания;

б) Финляндия;

в) Швеция;

г) Норвегия.

3. Как на Руси называли предков норвежцев?

а) северяне;

б) норманны;

в) варяги.

4. В каком году шведы во главе с Биргером вторглись на Русь?

а) 1112 г.;

б) 1238 г.;

в) 1240 г.

5. Кто из скандинавских народов совершил путешествие в Чикаго?

а) датчане;

б) норвежцы;

в) шведы.

6. Когда произошло принятие христианства в Швеции?

а) XII век;

б) X век;

в) XI век.

7. «Лесная страна» – это:

а) Дания;

б) Швеция;

г) Норвегия.

Анализ эффективности урока.

Учитель высказывает свое мнение о деятельности детей, оценивает внимание во время лекции, просматривании слайдов, высказывании суждений по материалам скандинавского эпоса.

Мнения учащихся о проведенном уроке:

Ученик, успевающий на «5»:  «Мне было интересно. Я узнал много нового. Скандинавия стала ближе и понятнее».

Ученик, готовившийся по «Старшей Эдде». «Старшая Эдда» - это сборник советов по правилам жизни. эти советы во многом похожи на те, которые дают дома.

Фронтальные ответы учеников. «Очень интересно рассказывал учитель». «Слайды замечательные». « Интересные доклады у одноклассников» и т.п.

Цели урока достигнуты. 

Литература

1.     История средних веков, В.Ф.Семенов, М., 1970 г., с. 299-302

2.     История скандинавских стран, А.С. Кан, М. 1983 г.

3.     Слово о Дании, В.И. Куренцов, М. 1990 г.

4.     Норвегия рядом, Г.Фиш, М. 1990 г.

5.     Сказочные повести скандинавских писателей, М. 1991 г.

6.     Зарубежная литература средних веков, М., 1974 г.

7.     Кристин, дочь Лавранса, Сигрид Унсет, С-Пб., 1992 г.