![]() |
В помощь организаторам процесса реализации федерального закона о воспитании (№304-ФЗ) - Новости - ТОИУУ tiuu.ru/new/view/1826.htm ТОИУУ |
В помощь организаторам процесса реализации федерального закона о воспитании (№304-ФЗ)28.12.2020 15:04 В помощь организаторам процесса реализации федерального закона о воспитании
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – ФЗ № 304), который определяет ключевые подходы к содержанию и результатам воспитания и раскрывает механизмы организации воспитательной работы в образовательной организации. Основные изменения в ФЗ № 304: 1. Статья 2, пункт 2 – изменена трактовка понятия «воспитание», подчеркнута важность и роль патриотического и гражданского воспитания; расширено поле воспитательной деятельности и обращено внимание всех субъектов воспитания на необходимость формирования у детей и подростков уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества, уважения к закону и правопорядку, уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения. 2. Статья 2, пункт 9 - изменена трактовка понятия «образовательная программа»; в структуру образовательной программы в обязательном порядке должна входить рабочая программа воспитания. 3. Статья 2, пункт 10 - изменена трактовка понятия «примерная основная образовательная программа»; в структуру примерной образовательной программы включены: рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы. 4. Статья 12 – изложены общие требования к организации воспитания – «воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ». 5. Статья 12, пункт 1 - в разработке рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы имеют право принимать советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся. Не позднее 1 сентября 2021 года все образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями ФЗ № 304. Основой для разработки рабочей программы воспитания в образовательной организации является Примерная программа воспитания, разработанная сотрудниками Института стратегии развития образования РАО и утвержденная на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 года. Назначение Примерной программы воспитания - помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания. Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Примерная программа воспитания задает образец для разработки рабочих программ воспитания, но не может быть их заменой. В центре воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Структурная целостность школьной рабочей программы воспитания обеспечивается содержанием четырех разделов, раскрывающих: 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса - показывает специфику школьной деятельности в сфере воспитания. 2. Цель и задачи воспитания - формулируется на основе базовых общественных ценностей. 3. Виды, формы и содержание деятельности - включает 6 инвариантных и 5 вариативных модулей, каждый из которых раскрывает способ решения одной из поставленных школой задач воспитания в соответствии с одним из направлений воспитательной работы школы. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы - описывает формы и методы самоанализа организуемой в школе воспитательной работы и его критерии.
Для эффективной организации процесса реализации ФЗ № 304 целесообразно: - издание на уровне руководителя муниципального органа управления образованием приказа, которым утверждается дорожная карта реализации закона; - издание на уровне руководителя образовательной организации приказа о создании профессионально-общественной рабочей группы по разработке и внедрению рабочей программы воспитания и утверждении дорожной карты организации данного процесса в образовательной организации. В помощь организаторам процесса реализации ФЗ № 304 на местах Институтом разработаны примерные проекты приказов и дорожных карт. Ознакомиться с проектами приказов и дорожных карт можно в разделе «Методическое сопровождение проектов». |