новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

Инклюзивное образование: опыт работы Тверского колледжа сервиса и туризма

24.04.2018 11:17

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ РАБОТЫ ТВЕРСКОГО КОЛЛЕДЖА СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Тверской колледж сервиса и туризма обучает лиц с ограниченными возможностями здоровья с 2008 года: не слышащих, с частичной потерей слуха, с нарушением зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата и других. В среднем доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от общего числа обучающихся составляет 5%. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья осваивают профессии: повар, кондитер; мастер по обработке цифровой информации; графический дизайнер; специальности: туризм, гостиничное дело.

Материально-техническое обеспечение

Сегодня, благодаря государственной программе «Доступная среда», материально-технические условия колледжа соответствуют требованиям инклюзивного образования. Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата приезжают в колледж на специально оборудованном автобусе. Главный вход в колледж оснащен стационарным пандусом. Внутри здания установлены переносные пандусы. Дверные проемы во все помещения расширены для беспрепятственного передвижения колясочников. Лестницы на 2-ой и 3-ий этажи оснащены специальными мобильными подъёмниками. Лестницы и стены коридоров на всех этажах имеют специальные перила и поручни. У каждого кабинета для слабовидящих обучающихся установлены тактильные таблички с шрифтом Брайля, положены специальные тактильные предупреждающие знаки. На каждом этаже установлены видеотелефоны внутренней связи, в туалетах – кнопки вызова. В экстренном случае обучающиеся имеют возможность связаться с дежурным по зданию. По периметру здания и внутри него установлена система видеонаблюдения. В каждой рекреации находятся телевизионные панели, работающие в режиме информирования.

Учебные кабинеты и учебные мастерские колледжа оборудованы с учетом обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационный центр - учебная мастерская по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», также адаптирован для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здесь приобретена специальная компьютерная техника для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специальное программное обеспечение. Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода. Для слабослышащих обучающихся используются технологии позволяющие осуществлять синхронный перевод устной речи в письменную или «язык жестов» представленную на экране монитора. Применяются беспроводные вспомогательные акустические системы - звукоусиливающая аппаратура. Для обучающихся с нарушениями зрения имеются электронные лупы, принтер брайля; применяется программное обеспечение, позволяющее увеличивать шрифт текста и размер графических изображений, а также специальные программы, позволяющие подобрать необходимую яркость и контрастность изображений. Используются программы, преобразующие текст в речь. Используются ноутбуки Apple Mac Pro с программным обеспечением для увеличения шрифта и зон экрана, имеется возможность голосового управления и озвучивания экранной информации, специальные программы, позволяющие подобрать необходимую яркость и контрастность изображений, используем электронные лупы. У обучающихся и педагогов есть возможность распечатывать текс на принтере Брайля, представляющем собой устройство вывода текстовой и графической информации в виде рельефно-точечных символов системы Брайля. Для обучающихся с нарушением двигательной функции рук используем трекпады – мыши адаптированные. Использование 3d-принтера, дает возможность обучающимся преобразовывать визуальные объекты, созданные на ПК в осязаемые объекты, что благотворно влияет на развитие образного и пространственного мышления. В работе со слабослышащими обучающимися используется беспроводная вспомогательная акустическая система – индукционная петля. Так же используется программа, разработанная студентом колледжа, которая позволяет преобразовывать речь в язык жестов.

Подготовка педагогических кадров

В ходе реализации программы «Доступная среда» педагоги ГБПОУ «ТКСиТ» получили повышение квалификации и прошли профессиональную переподготовку на базе ГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по программе: «Инновационные технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья». Курсовая подготовка по вопросам инклюзивного образования осуществлена: на базе ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; на базе ГБОУ СПО «Колледж связи №54», г. Москвы; на базе Российского государственного социального университета по программе «Основы жестового языка».

В 2018 году 25 педагогов ГБПОУ «ТКСиТ» освоили курс повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования и реализация ФГОС ОВЗ» Тверского областного института усовершенствования учителей.

Дистанционные технологии

Наличие современного оборудования, позволяющего лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственно осваивать профессии – важный фактор развития инклюзивного образования. Однако, практика инклюзивного профессионального образования Тверского колледжа сервиса и туризма выявила другую трудность, выступающую препятствием для лиц с ограниченными возможностями здоровья в освоении профессии. Внутренний аудит службы качества профессионального образования колледжа фиксирует большое количество пропусков учебных занятий лицами с ограниченными возможностями здоровья по разным причинам. Часто пропуски занятий связаны не с болезнью обучающегося (ОРЗ, грипп, ангина), а с общим недомоганием, с индивидуальными особенностями нервно-психического состояния. Частые пропуски учебных занятий отрицательно сказываются на качестве профессионального обучения. Для снятия выявленной проблемы Педагогический Совет Тверского колледжа сервиса и туризма принял решение в качестве технологического сопровождения образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья ввести дистанционные технологии. В данном случае дистанционные технологии не являются дистанционным образованием, а выступают методико-технологическим обеспечением очного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционные образовательные технологии определяют профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья как системное обучение без пропусков занятий, обеспечивая качество инклюзивного профессионального образования. Система дистанционного обучения организована по двум направлениям. Первое: с помощью Microsoft Lync, веб-камер на рабочих местах преподавателей, веб-камер общего вида учебных кабинетов обеспечена возможность наблюдения, участия в образовательном процессе, происходящем на уроке или в учебной мастерской и получения учебного задания в режиме реального времени при нахождении студента вне колледжа. Второе: наличие веб-сайта с методическими материалами, лекциями, практическими занятиями, лабораторными работами, вопросами для самоконтроля и тестами по профессиям инклюзивного образования. Учебная работа на сайте обеспечивает свободный темп, не ограниченный временными рамками; удобное для обучающегося место занятий; личностно ориентированный подход в обучении.

Социализация инвалидов

С целью обеспечения внутреннего личностного роста для ребят с ОВЗ и инвалидов разработана и внедрена модель социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Модель представляет собой работу ежегодного молодёжного фестиваля «Мы раскрываем крылья!». Фестиваль объединяет молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на основе творчества, спорта и профессионального ориентирования. Фестиваль включает множество мероприятий: научно-практическую конференцию педагогов и обучающихся с ОВЗ; дистанционные конкурсы («Лучший фильм», «Лучшая фотография», «Лучшее лирическое эссе», «Лучший смешной рассказ о себе», «Лучший философский очерк»), Интернет-форум «Инклюзивное образование»; Webinar, спортивные соревнования, научно-практическую конференцию обучающихся Тверской области «К профессиональным вершинам!».

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов фестиваль позволяет раскрыть их коммуникативные возможности и личностный творческий потенциал, устанавливает коммуникативные связи со сверстниками и профессиональным сообществом. Общение со сверстниками, в свою очередь, повышает мотивацию к профессиональному обучению. Усиление мотивации обучающихся лиц с ОВЗ к получению профессии повышает результаты профессионального образования в учебный период, что в последствии сказывается на производительности их труда и уменьшении периода адаптации молодых рабочих с ОВЗ на предприятиях отрасли.

Фестиваль как комплексная система мероприятий закладывает систему новых отношений инклюзивного образования с общественностью, региональным рынком труда, предпринимательством, малым и средним бизнесом региона, задавая высокую планку толерантного отношения к лицам с ОВЗ и инвалидам, предоставляя возможность инвестирования, материально-технической помощи обучающимся – инвалидам.

Образовательная практика ГБПОУ «ТКСиТ» показывает, что качество инклюзивного образования в условиях современной профессиональной образовательной организации возможно, если образовательная среда имеет соответствующие материально-технические условия, реализует новые образовательные технологии инклюзивного образования и обеспечена подготовленными педагогическими кадрами. В опыте работы Тверского колледжа сервиса и туризма – успешное профессиональное обучение более 200 человек с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование и развитие инклюзивного образования продолжается.

В помощь педагогу:

О формировании учебных планов общеобразовательных организациях Тверской области

Образовательные стандарты

Конкурсы

Основы религиозных культур и светской этики

Банк педагогического опыта

Здоровьесбережение

Новости Ассоциаций учителей Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фотогалерея

Отдел аттестации педагогических кадров

Финансовая грамотность

Августовская афиша 2018


Copyright © 2006 ТОИУУ

Создание сайта
в компании «ЛЕКО» ЛЕКО