новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

Тверскому областному институту усовершенствования учителей 80 лет

30.10.2018 14:14

Областной институт усовершенствования учителей был открыт в Калинине 80 лет назад в октябре 1938. К его появлению на Тверской земле уже сформировались хорошие традиции, связанные с повышением учительской квалификации. Внимание к подготовке педагогических кадров для народных школ в Тверском крае возросло в ходе реформ 60-х годов XIX века с появлением земства. Ярким свидетельством тому стало открытие в 1870 году Павлом Павловичем Максимовичем, видным земским общественным деятелем и мудрым педагогом, частной женской учительской школы. Школа готовила учителей для крестьянских детей, и прекрасно подобранные Павлом Павловичем педагогические кадры уделяли много внимания своим воспитанницам, следили за их работой и после выпуска, оказывая методическую помощь, были их наставниками.

Радиопередача ГТРК Тверь, посвященная юбилею ГБОУ ДПО ТОИУУ

Выявить лучший опыт, поделиться им с коллегами, задуматься над совершенствованием своего мастерства, предостеречь от ошибок — этому был посвящен в 1883 году съезд выпускниц школы П.П. Максимовича. Съезд проходил под руководством видного деятеля народного образования России Д.И. Тихомирова, которого Максимович привлёк для подготовки и проведения съезда. Кроме выпускниц школы в работе съезда участвовали представители тверских гимназий, других учебных заведений, деятели земства. Съезд работал две недели и обсудил широкий круг методических и других вопросов. Состоялся обстоятельный обмен опытом педагогической деятельности, заслушивались рефераты и конспекты пробных уроков, заинтересованно обсуждались программы по многим предметам курса начальной школы. Тихомиров особо подчеркивал важность повышения профессионального уровня учителей, впоследствии им был подготовлен большой сборник, посвященный работе съезда (хранится в отделе редких книг научной библиотеки ТвГУ), где опубликованы выступления всех его участников.

Съезд получил широкую известность и поддержку общественности России за свои передовые идеи в области народного просвещения. Не смотря на последовавший вскоре правительственный запрет на проведение подобных съездов, выпускницы школы продолжали в частном порядке съезжаться в Тверь и выступать перед коллегами с сообщениями о своей работе, общаться друг с другом и своими наставниками — педагогами школы. Эта традиция сохранилась на долгие годы. Можно считать, что школа Максимовича заложила фундамент, на котором возникли учреждения повышения квалификации учителей.

Очередной вехой в истории Тверского педагогического краеведения стала организация учительских курсов летом 1919 года в селе Киверичи Бежецкого уезда местным уроженцем Арсением Петровичем Сербским. Выходец из многодетной семьи бедного псаломщика, служившего в селе Воскресенское-Собакино Тверского уезда Тверской губернии, Арсений с детства тянулся к знаниям. Он успешно окончил Тверскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию по историческому отделению, где учился «за казенный счет вследствие материальной несостоятельности родителей» (из автобиографии). Однако Сербский отказался от назначения по духовному ведомству, и с 1911 по 1914 годы получил специальное высшее образование на историко-филологический факультете Санкт-Петербургского университета, параллельно преподавая в учительской семинарии Голубинских, готовившей кадры для народных школ. В годы Первой мировой войны Сербский работал в Выборгской учительской семинарии, которую после Февральской революции перевели в Новгород. Семья его в это время жила на родине жены в селе Теблеши Бежецкого уезда, сама Серафима Александровна после окончания Бестужевских курсов также преподавала в школах.

В начале 1919 года истощённый и больной Арсений Петрович приехал на каникулы к семье и по настоянию супруги согласился остаться. Он обратился с просьбой о работе в Бежецкий УОНО и сразу же был назначен школьным инспектором в Теблеши. Так с 20 января 1919 года вся педагогическая деятельность Арсения Петровича связывается с Бежецким уездом, Тверским краем. В 1920-1930 годы он занимал разные педагогические должности: был он инспектором городского отдела народного образования, директором школы 2-й ступени, преподавал в ней русский язык и литературу, в 1926 году его перевели на работу заведующим Бежецким педагогическим техникумом (позднее — учительским институтом), где он проработал до 25 декабря 1941 года.

17 апреля 1942 года Приказом областного отдела народного образования Арсений Петрович был переведен на должность директора Калининского областного института усовершенствования учителей, где проработал около 12 лет.

В январе 1935 года была образована Калининская область, а уже 16 февраля стал функционировать областной отдел народного образования, который возглавил Петр Николаевич Пожарский. Происходя из семьи служивых дворян, Пожарский получил хорошее образование, прошёл фронт во время Первой мировой войны, и, приняв сторону большевиков после 1917 года, сражался уже в рядах Красной армии, занимая должность начальника политотдела в Первой конной. В одном из сражений Петр Николаевич получил серьезное ранение, но стался в строю и руководил боем, за что был награжден высшею в то время боевой наградой — орденом Красного Знамени. После войны молодого и грамотного партработника направили руководить Новгородским губернским отделом народного образования, где он и получил первый опыт педагогической работы. С педагогикой была связана его дальнейшая работа в Ленинграде на разных должностях. Получив назначение в Калининскую область, Пожарский добился разрешения на самостоятельный подбор кадров, чем он и воспользовался, создав профессиональную команду. Так как начавшееся активное строительство школ предполагал напряженную работу по повышению квалификации педагогических кадров, при областном отделе народного образования был открыт методический кабинет.

В плане работы школьного сектора появился специальный раздел о повышении квалификации учителей в 1935-1936 учебном году. В примечании к плану было сказано: «1... Из 9710 учителей начальной школы не имеют среднего образования 2861 человек. 2... Учителей НСШ и СШ — 4976 человек, имеют высшее образование — 43 человека». Для исправления сложившейся ситуации была запущена многообразная работа по повышению квалификации на базе вечерних и средних школ, педагогических техникумов, пединститута, и при РОНО. Под контролем ОБЛОНО проводилось заочное обучение учителей, открывались районные педагогические кабинеты. Однако образовательный и педагогический уровень основной массы учительства до конца 30-х годов оставался низким. Жизнь требовала создания специальных государственных учебных центров повышения квалификации учительских кадров.

По инициативе П.Н. Пожарского с января 1936 года в г. Калинине начал работу местный институт повышения квалификации. Однако ни помещения, ни нормальных условий для его работы создано не было. Пожарский много сил и времени тратил на их создание, но не всегда успешно. Репрессии 1937-1939 гг. не обошли стороной Калининскую область и областной отдел народного образования, коснувшись первого его заведующего, полностью реабилитированного в 1956 году.

Жизнь продолжалась, вопросы развития народного просвещения надо было решать. Как только стало известно о подготовке рекомендаций Всероссийского совещания по методической работе о создании на местах институтов усовершенствования учителей, последовала незамедлительная реакция облисполкома и ОБЛОНО в Калинине. Уже 7 сентября 1938 года состоялось заседание президиума Калининского облисполкома, на котором было решено:

«1. Согласиться с предложением ОБЛОНО о слиянии областного методического кабинета и института повышения квалификации кадров народного образования, создав на этой основе институт по повышению квалификации и усовершенствованию кадров народного образования.

2. Поручить зав. ОБЛОНО т. Быкову представить вопрос об институте на утверждение Наркомпроса РСФСР.

3. Для размещения института разрешить ОБЛОНО передать третий этаж здания Дома учителя.

4. Поручить т. Быкову к 15 сентября представить на утверждение Президиума кандидатуру на должность директора института».

Этот документ был принят к исполнению, и уже 15 октября 1938 года состоялась передача документов, библиотеки, других материальных ценностей первому директору Калининского ИУУ Ивану Степановичу Батенину, который до этого работал заведующим областным методическим кабинетом и хорошо знал состояние методической работы в школах области. До прихода в областной отдел народного образования он ряд лет возглавлял Великолукский ОКРОНО.

Таким образом, 15 октября 1938 года можно уверенно считать днем рождения Калининского (Тверского) института усовершенствования учителей. Это был один из первых подобных институтов в стране, ибо только 28 октября 1938 года вышел приказ Наркомпроса РСФСР «О местных институтах учителей» и утверждено «Положение о республиканском, краевом, областном институте усовершенствования учителей».

До начала Великой Отечественной войны институт просуществовал ровно 3 года, успев провести большую работу по курсовой подготовке, изданию разного рода методических рекомендаций, подготовке выставок с обобщением и распространением передового опыта в области и районах. Проводились научно-практические конференции, сотрудники ИУУ выезжали в районы области с целью изучения работы и оказания методической помощи учителям.

В 1939 году на посту директора Батенина сменила Надежда Алексеевна Калинникова, работавшая с 1935 года в аппарате ОБЛОНО. К этому времени институт приобрёл авторитет среди учителей области, но большие планы по улучшению работы разрушила война. В октябре 1941 года ИУУ был закрыт в связи оккупацией г. Калинина, однако уже через 4 месяца после освобождения областного центра заработал вновь. Директором его приказом ОБЛОНО был назначен Арсений Петрович Сербский.

Во время войны Калинин был сильно разрушен, в развалинах лежал и Дом учителя, институт, по существу, надо было создавать заново, за что и взялся Арсений Петрович с присущим ему чувством ответственности за порученное дело. Тогда институт располагался в приспособленных помещениях уцелевших школьных зданий и вся работа в ИУУ в трудные военные и послевоенные годы была связана с постоянными хлопотами за помещения под методические кабинеты, общежитие для проведения летних курсов, но систематическая работа по подбору методистов не прекращалась. Постепенно все трудности преодолевались, появились мастера и энтузиасты своего дела, такие, как И.А. Красильникова, А.М. Лашина, В.Н. Лавровская, Е.А. Смирновская, С.Э. Троицкая, позднее — Е.Д. Петренко, И.А. Соловьев и многие другие.

В находившейся вплоть до 1944 году прифронтовой области осуществлялась огромная работа по оказанию методической помощи учителям, заведующим РОНО, инспекторам. Проводились семинары, курсы, постоянные выезды в районы. Библиотека готовила передвижные выставки необходимой литературы. Управляя институтом, Арсений Петрович Сербский не только принимал деятельное участие в его непосредственной деятельности, выступая с основными докладами и лекциями почти на всех совещаниях и семинарах, но и проявлял буквально отеческую заботу о сотрудниках. В архиве сохранились его записки в облисполком с просьбой помочь методистам в приобретении теплой обуви (валенок), необходимой при выездах в командировки. Выезжая в освобожденные от фашистов районы, методисты встречали страшные последствия их пребывания: школы были разрушены, библиотеки и наглядные пособия уничтожены. Вместе с местными властями ИУУ искали помещения, создавали необходимые условия для продолжения образовательного процесса, определяли детей в детские дома. В отчете о работе института за 1943/1944 гг. записано: «В течение всего года вся семинарско-курсовая работа с учителями проводилась без всяких средств силами работников ИУУ и приглашенных для эпизодической работы профессоров и преподавателей пединститута в порядке общественной работы... Постоянно действовали... 39 передвижек-библиотек для рай(гор)педкабинетов освобожденных районов...»

Значительным событием 1944 года стало возвращение ИУУ с 10 мая в здание восстановленного Дома учителя, где выделили довоенное помещение из четырех комнат третьего этажа. Однако институту требовалось гораздо больше учебных аудиторий, и методических кабинетов, помещение библиотеки, общежития для слушателей курсов и т.д. Все это приходилось искать дополнительно. В самые сложные годы ИУУ выполнял свои задачи довольно успешно, его авторитет в глазах работников народного образования постоянно возрастал, а сотрудники старались отвечать запросам времени. Сразу после войны была проведена большая работа с демобилизованными учителями-фронтовиками, благодарные отзывы которых до сих пор хранятся в архивах.

А.П. Сербский ушел с поста директора ИУУ в октябре 1953 года после перенесенного тяжелого инфаркта. Традиции, заложенные им в работе ИУУ, сохранили его последователи: Е.Д. Петренко, Т.П. Пышнов, А.М. Беляев, Е.М. Муравьев — как директора; и многочисленная группа воспитанных им методистов, ставших наставниками последующих поколений сотрудников ИУУ.

При Елене Даниловне Петренко была осуществлена мечта об отдельном помещении для ИУУ. В 1966 году институт переехал в отстроенное новое здание, появилось и общежитие. Началась работа по оказанию помощи школам области в создании кабинетной системы. Каждый предметный методический кабинет был оборудован как образцовый, и учителя с удовольствием приезжали сюда за новым опытом.

В 70-80-е годы директором института был Тимофей Прокофьевич Пышнов, прошедший путь от юнармейца, боровшегося в начале 20-х годов с безграмотностью, до мудрого Учителя учителей. При нем в ИУУ был открыт музей народного образования Тверского края и масштабно обобщён передовой опыт лучших педагогических коллективов школ области. Особой заботой Тимофея Прокофьевича стало повышение квалификации и совершенствование работы малокомплектных сельских школ. Наработанные в этом плане методические рекомендации и опыт института были востребованы и в других областях страны. Тимофей Прокофьевич щедро делился ими на страницах журнала «Народное образование», выступал на совещаниях в Смоленске, Новгороде и других городах. В формате обмена опытом в Калининском институте часто бывали гости из других областей и даже стран (Финляндия, Япония), повышали свою квалификацию учителя из других республик СССР.

Со временем материальная база института обогащалась, появлялись новые технические средства обучения, для внедрения которых был открыт специальный методический кабинет. Технологии XXI века внесли в институт много нового, информатизация образовательного процесса позволила ИУУ идти в ногу со временем и успешно решать поставленные задачи по совершенствованию учительского мастерства.

Более чем полувековая педагогическая деятельность авторов этих строк тесно связана с Тверским областным институтом усовершенствования учителей. Первое наше знакомство было на курсах повышения квалификации учителей-предметников, куда нас направили из далекого Лесного района, места нашего распределения по окончании Калининского педагогического института. Позднее мы стали активными участниками конференций, семинаров, совещаний, проводимых ИУУ, выступали с докладами, лекциями, работая в школах, университете. Последние десятилетия нашего активного педагогического труда — это непосредственная работа в кабинетах и на кафедрах института. Самые светлые, творческие, исследовательские годы связаны именно с этим периодом.

За долгие годы своего существования в институте менялась его структура, кабинеты, названия должностей и т.д. Но главное призвание института оставалось: выявлять, изучать и обобщать передовой педагогический опыт; оказывать постоянную методическую помощь с учетом требований времени; проводить системное повышение квалификации всех работников народного образования. Мы от всего сердца поздравляем институт усовершенствования учителей с юбилеем и желаем его сотрудникам успехов и творческого вдохновения в их очень нужных для совершенствования просвещения делах на благо процветания страны.

P.S.: Более полно ознакомиться с историей ИУУ можно по книге Е.М. Муравьева, Б.М. Нилова «Становление системы повышения квалификации учителей Тверского края. Очерки истории», Тверь, 1997 г.

Г. М. Нилова, отличник народного просвещения, краевед,

Б.М. Нилов, кандидат исторических наук, краевед

В помощь педагогу:

О формировании учебных планов общеобразовательных организациях Тверской области

Образовательные стандарты

Конкурсы

Основы религиозных культур и светской этики

Банк педагогического опыта

Здоровьесбережение

Новости Ассоциаций учителей Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фотогалерея

Отдел аттестации педагогических кадров

Финансовая грамотность

Августовская афиша 2018


Copyright © 2006 ТОИУУ

Создание сайта
в компании «ЛЕКО» ЛЕКО