![]() |
| ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]()
| ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]()
| ![]() |
![]() |
![]() | О взаимодействии педагога с семьей ребенка в системе дополнительного образования детей29.12.2020 14:28 О взаимодействии педагога с семьей ребенка в системе дополнительного образования детей Тема взаимодействия педагога с родителями, с семьей не нова. Она постоянно возникает и в профессиональных педагогических и в родительских сообществах. Сегодня вся система образования, педагоги выстраивают отношения с совершенно новыми поколениями родителей. Реально больше всего уделяется внимания этой теме в системе дошкольного образования. Взаимоотношения и сотрудничество педагогов общеобразовательных школ с родителями обучающихся – предмет дискуссий в научном сообществе, в школах, общественных организациях, в семьях, в информационном пространстве Интернета, на страницах печати, в социальных сетях. Особенно остро ее звучание проявилось в этом году в период пандемии и перехода образовательного процесса в смешанный формат. И этому есть как объективные, так и субъективные причины. Вопросы же взаимодействия и партнерства педагогов и родителей в системе дополнительного образования детей почему-то обсуждаются крайне редко. Дополнительное образование сегодня – то пространство, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных действий и решений педагогического сообщества при активном включении в этот процесс семей может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым права детей на интеллектуально-творческое развитие и профессиональное самоопределение в соответствии с их возможностями, способностями и интересами. Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее – Концепция) предусмотрено усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через разработку и внедрение программ воспитания, включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ модуля или воспитательного компонента. В проекте Концепции зафиксировано, что современное дополнительное образование детей это: - образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; - инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны; - институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства; - социокультурная среда детства, взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости». В части взаимодействия с родителями проект Концепции предусматривает: - усиление роли общества (общественные профессиональные и родительские сообщества и общественные организации, родители, социально-ответственный бизнес) в управлении и развитии дополнительного образования детей; - вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества. В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в разделе 3.1.3 зафиксирована трудовая функция A/03.6 «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания». В трудовые действия педагога дополнительного образования включены: - планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся; - проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся; - организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий; - обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей. Учреждения дополнительного образования детей всегда рассматривались родителями как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга. Но современные родители заинтересованы, в первую очередь, в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями служит максимальному вовлечению их в образовательный процесс, формированию у них позиции субъекта данного процесса. Создание союза: педагог — дети — родители – один из актуальных вопросов на сегодняшний день. Там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей, формируется единая образовательная среда, и происходят положительные изменения, отвечающие интересам детей и способствующие их личностному развитию. Установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия позволяет изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения своих детей. Обсуждение успехов, преодоление неудач, совместная жизнедеятельность вместе с ребенком дают возможность родителям увидеть сына или дочь по-новому, ощутить себя значимым для ребенка человеком. Несомненно, педагог дополнительного образования может и должен стать для ребенка авторитетом, который оказывает существенное влияние на его становление и развитие. Но работа педагога становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей детей. В рамках курсов профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей по программе «Педагогика и методика дополнительного образования детей», завершившихся в 4-ом квартале 2020 года, слушателям было предложено написать эссе-рассуждение на тему «Моя гордость и мои неудачи в сотрудничестве с родителями обучающихся». Большинство педагогов дополнительного образования, поделившихся в эссе своим видением и собственными практиками организации взаимодействия с родителями детей, отметили как положительный опыт в структуре подобного взаимодействия трансляцию родителям положительного образа ребенка, а также тех знаний, которые им неизвестны и оказались неожиданными и интересными. Сегодня мы публикуем в подразделе «Дополнительное образование» раздела «Банк педагогического опыта» эссе-рассуждения ряда педагогов системы дополнительного образования, дошкольного и школьного образования по вопросам их партнерства с родителями обучающихся. ![]() | В помощь педагогу:
|
![]() |
|