новости образование
основные сведения библиотека
обратная связь финансово-хозяйственная деятельность

регистрацияавторизация

Положение о VIII региональной акции «Я гражданин России»

14.01.2008 14:07

Изменения, происходящие в России: процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей Ценностью определяют новые задачи развития в стране гражданского образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения и воспитания, способствующих развитию у обучающихся навыков решения целого спектра проблем местного сообщества.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация.

Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней власти, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов (региональных, федеральных и международных), а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности.

Общие положения

Настоящее положение определяет статус, цели и задачи VIII региональной акции «Я - гражданин России» (далее - Акция).

Учредителями Акции является департамент образования Администрации Тверской области. 

Цель Акции 

Акция проводится с целью формирования у молодых граждан активной гражданской позиции, социализации учащихся образовательных учреждений Российской Федерации.

Задачи Акции  образовательные:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках обществознания и граждановедения;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • приобретение навыков групповой работы. воспитательные:
  • привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
  • формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своих местностях;
  • формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.

Участники Акции.

В Акции принимают участие группы обучающихся в возрасте 11-16 лет  общеобразовательных учреждений  Тверской области; учреждений дополнительного образования детей, а также детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в своем селе, районе, городе, регионе, стране.

Взрослые (администрация и педагоги образовательных учреждений, лидеры детских общественных организаций и объединений) принимают участие в Акции на правах консультантов, экспертов, членов жюри.

Порядок проведения Акции

Принимая участие в Акции, команда при поддержке педагогов (преподавателей обществознания, граждановедения и других учебных дисциплин, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и др.) выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения (организации), микрорайона, села, района, города.

Участниками Всероссийской акции становятся команды школьников, которые разработали и реализовали свой социальный проект в течение сентября 2007 года - февраля 2008 года.

Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии и оформляется в портфолио. Портфолио состоит из двух разделов: папки документов и   раздвижного стенда:

Папка документов включает в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и отражает основные этапы работы команды по разработке и реализации социального проекта в логической и хронологической последовательности.

Данные материалы в папке и стенде распределяются по 4 основным разделам проекта:

I. Актуальность и важность данной проблемы для села,   района, города, региона.

II. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.

III. Программа действий, которую предлагает данная команда.

IV. Реализация плана действий команды.

Папка документов представляется в жюри для анализа логики работы школьников по разработке и реализации проекта.

На раздвижном стенде (четыре створки, размером 80 см х 100 см каждая, на листах ватмана) размещаются материалы в соответствии с разделами проекта, позволяющие более наглядно представить свой проект и шаги его реализации во время устной презентации.

Дополнением визуальной стендовой презентации проекта может быть фрагмент мультимедийного показа по наиболее актуальным вопросам данного проекта в количестве слайдов не более 20. Демонстрационные материалы по проекту выполняются в программе «Power Point».

Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного ее решения, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах своей деятельности.

Устная презентация - это выступление команды из 4-6 человек в течение 10 минут, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы участников конкурса из других команд и жюри. В форме устных презентаций проводятся районные, городские, региональные конкурсы Акции.

Этапы и сроки проведения Акции:

Первый этап (январь-февраль 2008 г.)

Проведение Акции в городах и районах. Конкурсы по решению местных органов управления образованием проводятся на одном, двух  уровнях: 1-й - район; 2-й - город.

Папки документов и фотографии четырех створок раздвижного стенда победителей регионального этапа (не более трех проектов) направляются в оргкомитет вместе с сопроводительным письмом органа управления образованием до 10 февраля 2008 года (по почтовому штемпелю).

Желательно в приложении к этим материалам предоставлять электронный вариант материалов портфолио и сценарный план защиты проекта в текстовом редакторе «Word for windows 6.0»

В том случае, если городской, районный этап не проводился, в оргкомитет присылаются не более трех проектов с сопроводительным письмом органа управления образованием города, района.

Проекты направлять по адресу: 170008 г. Тверь, Волоколамский пр-т, д.7, Тверской областной институт усовершенствования учителей. 

Второй этап (март 2008 г.) – региональный 

Экспертиза проектов всероссийским жюри определение участников   финала по пяти тематическим направлениям:

  • экология;
  • благоустройство территорий;
  • социальные проблемы,
  • молодежная проблематика;
  • гражданские инициативы. 

Определение участников финала региональной акции будет осуществляться с учетом типа взаимодействия проектных групп с разными слоями общества:

  • Школьные проекты: проекты, затрагивающие важныеаспекты  школьной  жизни, изменяющие существующие  и разрабатывающие новые правила для школьного сообщества.
  • Добровольческие проекты: проекты, направленные на решение актуальных локальных проблем социума.
  • Проекты общественного взаимодействия: проекты, решающие социальные задачи во взаимодействии с разными слоями общества и органами власти
  • Проекты молодежного социально-ответственного бизнеса:
  • проекты, направленные на удовлетворение общественно-значимых потребностей, осуществляющиеся во взаимодействии с обществом и органами власти.
  • Нормотворческие проекты: проекты, разрабатывающие в ходе проектной деятельности поправки к законам, бюджетам, предлагающие новые муниципальные, региональные и федеральные правовые акты, и привлекающие к их обсуждению и принятию представителей общества и органов власти.

Документы двух-трех победителей будут направлены в г. Самару для участия в федеральном (заочном) этапе Акции.

Финал Акции проводится о одном из регионов Российской Федерации.

Финал предполагает сбор команд победителей  заочного федерального  этапа  Акции. В его программе: проведение   защиты проектов, обмен опытом работы в области социального проектирования, выявление школьников-лидеров команд,     разработавших    наиболее интересные и технологичные проекты.

Руководство региональной акцией 

Общее руководство подготовкой и проведением Акции осуществляет Оргкомитет (приложение 1).

Организация и проведение Акции в регионах возлагается на органы управления образованием районов и городов.

Региональные оргкомитеты формируют жюри региональных этапов. 

Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс проектов,   определяет лучшие из них. 

Критерии оценки проектов

Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям, с учетом методики работы школьных команд над социальными проектами (приложение 2):

•  актуальность и важность поставленных проблем;

•  социальная значимость проблемы;

•  юридическая правомерность действий;

•  самостоятельность разработки проекта;

•  разноуровневость взаимодействия с властными структурами;

•  реалистичность, экономичность;

•  перспективность;

•  практические результаты.

Подведение итогов Акции и награждение победителей

Победители второго этапа Акции награждаются дипломами, грамотами, призами Департамента образования Тверской области.

По итогам финала Всероссийской акции (1 места) и призеров (2 и 3 места) выдвигаются на премию по поддержке талантливой молодежи в     рамках    реализации   приоритетного     национального     проекта «Образование». 

Телефон для справок:

ТОИУУ: (4822) 36-75-51 Папин Василий Степанович, доцент кафедры теории и практики воспитания. 

Приложение 1К Положению о VIII Региональной акции «Я гражданин России» 

Оргкомитет Региональной акции «Я гражданин России»

Каспржак Алексей Анатольевич – начальник департамента образования Администрации Тверской области.

Фокина Наталья Георгиевна – заведующая отделом дошкольного, общего среднего, коррекционного и дополнительного образования департамента образования.

Салык Наталья Арсеньевна – заведующая кафедрой теории и практики воспитания ТОИУУ, кандидат педагогических наук.

Мартьянова Наталья Анатольевна – ведущий специалист-эксперт департамента образования.

Папин Василий Степанович – доцент кафедры теории и практики воспитания ТОИУУ, кандидат исторических наук.

Приложение 2 к Положению о VIII Региональной акции «Я - гражданин России»

Методика работы школьных команд над социальными проектами в рамках Всероссийской Акции «Я - гражданин России»

1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Ее целью является проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области. В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.). 

2 стадия. Выбор проблемы.

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблемы и школьники, перебрав каждый из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти ветеранов, благоустройство и инфраструктура и др.) выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения злободневного вопроса.

В целях соотнесения своих представлении о наиболее актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования определенного контингента респондентов.

Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной?

Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.

Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, учащиеся соответственно разделяется на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.

3 стадия. Сбор и анализ информации.

В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

Одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы. Другая группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данной вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.

Следующая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.

Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел в данной местности по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать отобранная, доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Основной задачей этой стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта. Поэтому команде предстоит разработать такой план деятельности, который бы отвечал следующим показателям:

  • Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и др.)
  • Определенные временные рамки
  • Простота реализации, посильность исполнения.
  • Наличие необходимых ресурсов.
  • Наличие определенного опыта.
  • Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта.
  • Возможность   использования   ресурсов   потенциальных   партнеров, спонсоров, работников СМИ и др.

Это трудоемкий этап работы, потому что школьники должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему.

На этой стадии команда дает свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то властной структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров.

План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств. 

5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся.

Данная стадия, предполагает, что школьники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы.

В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).

С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др. 

6 стадия. Подготовка к защите проекта.

На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см. X 100 см.) в виде «раскладушки», которые соответствуют 2-5 стадиям деятельности команды над проектом.

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5 - 6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.

Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов. 

7 стадия. Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. 

8 стадия. Рефлексия.

Главная цель этого этапа - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта. 

В связи с сокращением сроков проведения регионального этапа акции (до 15 февраля 2008 года – итоговая конференция) можно направлять материалы на конкурс не проводя муниципального этапа.

В помощь педагогу:

Образовательные стандарты

Конкурсы

Банк педагогического опыта

Новости Ассоциаций педагогов Тверской области

Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность

Безопасность дорожного движения

Фоторепортаж

Аттестация педагогических кадров

Методическое сопровождение образовательной деятельности

Методическое сопровождение проектов

Платные образовательные услуги

Дистанционное обучение

Противодействие коррупции


Яндекс.Учебник

Copyright © 2006 ТОИУУ

Сделано в «ЛЕКО» ЛЕКО